Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиПереподчинение педвузов: министерские игры или логичный шаг


Переподчинение педвузов: министерские игры или логичный шаг

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому перечень организаций, подведомственных Минпросвещения РФ, пополнили 33 педагогических вуза, ранее находившиеся в ведении Минобрнауки.

26.04.20

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому перечень организаций, подведомственных Минпросвещения РФ, пополнили 33 педагогических вуза, ранее находившиеся в ведении Минобрнауки. Просматривается ли в этом решении логика или перед нами типичный пример министерской борьбы за финансирование, что переподчинение даст школам и самим вузам, как оценивают этот шаг ректоры и какие действительно важные задачи предстоит решать педвузам и министерствам – ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье нашего обозревателя.

Логика ведомственного подчинения

Логика в подчинении отраслевых вузов профильным министерствам, безусловно, просматривается. В ведении Минздрава, к примеру, сейчас 46 учреждений высшего профессионального образования, Минсельхоза – 54. С этой точки зрения переход педвузов «под крыло» Минпросвещения – логичный шаг. Заказчик педагогических кадров для школ становится учредителем вузов и может эффективно влиять на все значимые аспекты их работы: формирование контрольных цифр приема (КЦП), обновление учебных программ, прохождение студентами практики, отбор кандидатов на пост ректора.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олег Смолин и ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского Нина Федина поддерживают принятое решение.

 “Я думаю, что передача педагогических вузов в ведение Минпросвещения – стратегически правильное решение. Если педвузы готовят кадры для школы, то логично объединить управление одним и другим, – считает Олег Смолин.

 “Если педагогические вузы де-факто ведут подготовку кадров для общего, дополнительного и среднего профессионального образования, они и де-юре должны теснейшим образом взаимодействовать с указанными системами под эгидой одного ведомства, – аргументирует Нина Федина.

Сомнения в целесообразности решения

Однако далеко не все ректоры и эксперты, рассуждая о целесообразности переподчинения педвузов, признают этот шаг логичным. Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко, например, полагает, что создавать узковедомственные вузы под школу – странно, поскольку в мире нет ни одного вуза, который бы оставался педагогическим и был хоть как-то заметен в международных рейтингах. По направлению «Образование» в них лидируют классические университеты.

 “Во всем мире наблюдается явный тренд на развитие педагогического образования в контексте создания крупных многопрофильных университетов, где есть серьезная научно-исследовательская база, без которой нельзя обеспечить высокого уровня предметной подготовки студентов. Все понимают: будущие учителя должны знакомиться с самыми современными тенденциями развития разных областей наук. Международный опыт показывает: где-то предпочитают строить педагогическое образование на базе классических университетов, а где-то готовят педагогов даже в инженерных вузах, на педагогических факультетах. Такой подход по-своему оправдан, ибо позволяет дать студентам навыки применения полученных знаний в практической ситуации, ведь инженерия предполагает именно такой вариант обучения. Но сейчас, в рамках одного ведомства, мне кажется, развивать его будет сложнее, потому что коммуникации с исследованиями других областей знания, с классическими университетами, где готовится немалая доля педагогов, скорее всего, ослабнут, – замечает Игорь Реморенко.

Игорь Михайлович – авторитетный в педагогическом сообществе человек, входит в состав Совета при президенте РФ по науке и образованию, всегда аргументированно отстаивает свою точку зрения, даже если она не совпадает с официальной. В данном случае этому способствует тот факт, что учредителем МГПУ является не Минпросвещения, а правительство Москвы.

Минпросвещения, резюмирует ректор МГПУ, и без переподчинения могло бы влиять на разные содержательные и организационные вопросы, причем как в педагогических вузах, так и в классических университетах, поскольку значительная часть нынешних и будущих учителей обучается не в педвузах.

Нужны совместные усилия Минобрнауки и Минпросвещения

Сергей Богданов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ), опубликовал рассуждения о целесообразности передачи педвузов от одного министерства другому, назвав их «апрельскими тезисами». Ректор РГПУ считает, что для выстраивания эффективно работающей системы необходимы совместные усилия обоих министерств.

В частности, Сергей Богданов говорит о необходимости построения системных отношений между программами подготовки педагогов в образовательных организациях разного уровня, в первую очередь – между вузами и педагогическими колледжами, так как это создаст реальные возможности для непрерывного педагогического образования и профессионального учительского роста. Кстати, ректор РГПУ при этом ссылается на успешный опыт выстраивания системы «колледж – вуз» своего московского коллеги Игоря Реморенко.

Кроме того, нельзя забывать о том, что многие российские педвузы по структуре образовательных программ близки к классическим университетам. В педвузах сейчас готовят не только педагогов, но и специалистов по таким востребованным направлениям, как «Лингвистика», «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Туризм», «Гостиничное дело», «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Зарубежное регионоведение», «Политология», «Юриспруденция» и многим другим.

 “Только сохранение академической составляющей позволит готовить профессиональных педагогов, отвечающих современным требованиям. При переходе педагогических вузов в ведение Минпроса необходимо создать условия для сохранения образовательных программ, свойственных классическим университетам, что, вероятно, будет невозможно без участия Минобра, – полагает Сергей Богданов.

Приведем только один пример. В структуру РГПУ входит Санкт-Петербургская высшая школа перевода (ВШП), выпускники которой работают в крупнейших международных организациях по всему миру. Никакого отношения к школьному образованию ВШП, разумеется, не имеет. Каким образом Минпросвещения собирается управлять организацией подготовки переводчиков мирового уровня? Следует помнить, что таких центров, институтов, филиалов и направлений подготовки в вузах, переданных в ведение Минпросвещения одним росчерком пера, немало. Их эффективная работа должна продолжаться вне зависимости от ведомственного подчинения.

Слухи не комментируем

Есть ли основания считать, что у ведомства Сергея Кравцова существует программа качественного улучшения педобразования? Пока таких оснований нет, но это тот самый случай, когда ошибку можно будет признать с радостью.

Тогда в чем же главная причина передачи педвузов в ведение Минпросвещения?

Некоторые эксперты связывают переподчинение с традиционно самым важным для чиновников аспектом – финансированием. Смена учредителя тридцати трех педвузов фактически означает, что госзадание и управление распределением финансовых потоков переходит к Минпросвещения.

Минпросвещения, кстати, получает не только функцию распределения финансовых потоков, но и «головную боль»: при согласовании и утверждении бюджета им придется обосновывать расходы на «непедагогические» направления, то есть непрофильные, а они в структуре многих вузов составляют немалую часть.

Нет смысла приводить здесь предполагаемые расклады, появившиеся в некоторых СМИ: кто из влиятельных персон лоббировал переподчинение педвузов и способствовал подписанию председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным распоряжения №907-р от 6 апреля 2020 года. Во-первых, не стоит опираться на слухи. Во-вторых, есть более важное дело – определить актуальные для сложившейся ситуации задачи и предложить варианты решения.

Задачи не грандиозные, но важные

Насущных задач, связанных с повышением качества подготовки педагогических кадров, можно назвать много. Вряд ли большое удивление вызовет обозначение в качестве первоочередной задачи увеличение зарплат преподавателей. Банально, но факт: без обеспечения достойных доходов профессорско-преподавательского состава и разумной учебной нагрузки невозможно добиться качественного обучения. Это справедливо в полной мере как в отношении школы, так и вуза.

На второе место в списке задач можно поставить повышение привлекательности для выпускников школ профессии педагога. Ее престиж в последние годы падает не только в нашей стране, о чем мы недавно писали. Разочарование низким социальным статусом педагога, избыточными требованиями и нагрузками, а также невысоким уровнем дохода при высокой ответственности характерно не только для России, но и для США, Великобритании, Австралии и многих других стран. Сюда же можно добавить и серьезные проблемы во взаимоотношениях с родителями школьников, и нехватку времени на личную жизнь, и чрезмерное количество бессмысленных отчетов.

Низкая привлекательность учительской профессии приводит к тому, что проходные баллы на бюджет в некоторых вузах из списка тридцати трех не позволяют надеяться, что набранные студенты освоят учебную программу в полном объеме. Так, например, в прошлом году для поступления в Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина на направление «Педагогическое образование» по профилю «Физика и информатика» достаточно было набрать 144 балла за три ЕГЭ, а в Глазовском государственном педагогическом институте имени В. Г. Короленко 154 балла обеспечивали зачисление на то же самое направление по профилю «Математика и информатика». Речь, подчеркнем, идет о бюджете.

Назовем еще одну задачу, не столь, возможно, грандиозную, как распределение финансовых потоков, но не менее важную. Для поступления на направление 44.03.01 «Педагогическое образование» абитуриент должен предъявить в приемную комиссию вуза результаты трех ЕГЭ, причем по русскому языку и обществознанию – обязательно. Третий предмет меняется в зависимости от профиля. Для профилей «Математика и физика» и «Математика и информатика» – это математика, «Биология и химия» – биология. Будущему учителю физики не нужно сдавать физику, а у будущего учителя химии приемная комиссия не попросит результаты ЕГЭ по этому предмету. При поступлении в РГПУ на направление 44.03.01 по профилю «Географическое образование» можно не сдавать географию, но обществознание нужно знать на высоком уровне.

Очевидно, экспертам стоит обсудить правомерность именно такого набора предметов.

На оптимистической ноте

Ректор РГПУ Сергей Богданов в уже упоминавшихся «апрельских тезисах» довольно жестко обозначил проблемы, связанные с переподчинением педвузов, но в то же время отметил, что министры Валерий Фальков и Сергей Кравцов – люди, прекрасно знающие образовательную систему РФ и умеющие решать сложные задачи. 
Оптимизму Сергея Игоревича можно позавидовать. Ректор РГПУ надеется, что от объединения усилий двух министерств педагогические вузы страны только выиграют, а вместо неопределенной ситуации «нахождения между двумя стульями» наступит благоприятный для развития педагогического образования период, для описания которого подходит пословица из сборника Владимира Ивановича Даля: «Ласковое теля двух маток сосет».

Источник: activityedu

Новое видео в базе знаний

Виды и характеристики конфликтов в образовании
Екатерина Марич
Просмотр (1:22:19)
Стратегии поведения, предупреждение и разрешение конфликтов
Екатерина Марич
Просмотр (1:24:19)
Промежуточная аттестация как ключевая процедура ВСОКО
Галина Савиных
Просмотр (1:36:52)
Организация и проведение промежуточной аттестации
Галина Савиных
Просмотр (1:03:39)
Реализация требований ФГОС дошкольного образования при формировании развивающей предметно-пространственной среды
Екатерина Марич
Просмотр (1:18:43)
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных организациях и семьях воспитанников
Екатерина Марич
Просмотр (1:25:59)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018