Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиПодготовка к ЕГЭ: на вопросы отвечает эксперт Валерия Грейскоп


Подготовка к ЕГЭ: на вопросы отвечает эксперт Валерия Грейскоп

До сдачи самого главного экзамена в школах нашей страны, ЕГЭ, остается совсем немного времени. Волнуются все: и педагоги, и родители, и, конечно же, школьники.

24.05.20

До сдачи самого главного экзамена в школах нашей страны, ЕГЭ, остается совсем немного времени. Волнуются все: и педагоги, и родители, и, конечно же, школьники. Как и когда будут проходить тесты? Что нужно учесть в первую очередь, отправляясь на экзамен? Как справиться со стрессом и «вспомнить все»? Эти и другие вопросы поступили в редакцию от читателей портала. Прокомментировала интересующие вас темы Валерия Грейскоп, эксперт образовательной компании MAXiMUM Education.

 Благодарим всех, кто принял участие в опросе! Ниже приводим ответы Валерии, а также видеоразбор трех самых интересных вопросов.

Когда мы будем сдавать ЕГЭ? Будем ли мы сдавать только те предметы, которые понадобятся при поступлении в вуз?

@kravchenkony

Валерия Грейскоп: Окончательного решения по датам проведения ЕГЭ все еще нет. Но на момент написания этого ответа (15 мая) Рособрнадзор рассматривает варианты проведения ЕГЭ начиная с 19 июня и позже. При этом для всех регионов расписание ЕГЭ будет одинаковое. В 2020-м те ученики, которые планируют поступать в вуз, могут сдавать столько предметов, сколько требуется для поступления. Одиннадцатиклассникам, которые не намерены поступать в вузы, планируют выдать аттестат без сдачи ЕГЭ, по итогам оценок за год.

Можно ли будет не сдавать базовую математику, если она не нужна для поступления в вуз?

@aumow.irina

Валерия Грейскоп: Этот вопрос пока остается открытым. Заместитель министра просвещения Виктор Басюк на днях заявил, что ведомство может отменить обязательный экзамен по базовой математике, но итогового решения все еще нет.

Если будет принято решение о сдаче только тех экзаменов, которые требуются для поступления в вуз, как быть в нашей ситуации: в одном институте выбрали 3 факультета связанные с маркетингом и менеджментом. Предметов как минимум три: профильная математика, обществознание и английский. Но сдавать нужно 2. Что делать? Можно ли будет сдать три предмета?

@Екатерина

Валерия Грейскоп: Действительно, несколько дней назад появилась новость о том, что в 2020-м выпускники будут сдавать только 2 предмета. Позже выяснилось, что заявление заместителя министра просвещения было неверно истолковано: имелось в виду, что поступающие будут сдавать 2 (и более) предмета по выбору, помимо обязательных (русского языка и базовой математики). Иными словами, Вы можете выбрать столько предметов ЕГЭ, сколько Вам необходимо для поступления. Никаких ограничений не будет. Для маркетинга и менеджмента Вы сможете сдать профильную математику, обществознание, английский язык и русский язык. Набор предметов у Вас амбициозный, и это отлично. Желаю удачи!

Сегодня было принято решение о том, что учащиеся, не поступающие в вузы, могут получить аттестаты без ЕГЭ. Скажите, пожалуйста, если ученик решит сдавать ЕГЭ, и получит неуд. по основным экзаменам, выдадут ли ему аттестат или нет? Или же лучше не рисковать и забрать его, не сдавая ЕГЭ? Спасибо.

@naumow.irina

Валерия Грейскоп: Для получения аттестата сдавать ЕГЭ действительно не нужно. Рособрнадзор заявил, что аттестаты выдадут всем выпускникам на основе итоговых годовых оценок. Поэтому аннулировать аттестат в случае, если школьник не сдал экзамены по русскому языку и базовой математике, не должны.

Можно ли писать разные пометки или какие-нибудь формулы на черновике, до начала экзамена, то есть до того, как выдадут КИМы и начнется учетное время?

@Федор

Валерия Грейскоп: В инструкции к ЕГЭ нет прямого запрета пользоваться черновиком до получения бланков. Однако формально экзамен начинается в ту минуту, когда организатор в момент прочтения инструкции фиксирует на доске время (часы и минуты), и приступать к решению КИМа участник может только после этого момента. Таким образом, пометки на черновике вы можете делать после того, как организатором будет объявлено время начала экзамена.

Если ребенок сдает профильную математику, может ли он подать документы в вуз, где математика базовая, и как это будет учитываться?

@Екатерина

Валерия Грейскоп: При зачислении в вуз учитываются только те предметы, которые необходимы для поступления. Базовая математика не нужна для поступления и никогда не учитывается, ее сдают только для получения аттестата. Приведу пример. Маша сдала профильную математику, русский язык, английский язык, обществознание. Для поступления в вуз Х на направление «международные экономические отношения» нужно сдать обществознание, русский и английский языки. Вуз будет учитывать результаты только по этим 3 экзаменам. Баллы за профильную математику в расчет приниматься не будут.

Прошла информация про уменьшение числа экзаменов, необходимых для сдачи на ЕГЭ для поступления. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию. В таком потоке новостей уже просто ничего не понятно.

@Денис

Валерия Грейскоп: Несколько дней назад появилась новость о том, что в 2020-м выпускники будут сдавать только два предмета. Позже выяснилось, что заявление заместителя министра просвещения было неверно истолковано: имелось в виду, что поступающие будут сдавать два и более предметов по выбору, помимо обязательных, русского языка и базовой математики. Иными словами, Вы можете выбрать столько предметов ЕГЭ, сколько Вам необходимо для поступления. Никаких ограничений не будет, не волнуйтесь!

Какие документы требуются для поступления в вуз? Когда их лучше подавать? Что лучше: отправить документы по почте или привезти в другой город лично?

@Анна

Валерия Грейскоп: Для поступления в вуз необходимы следующие документы:

  • паспорт;
  • аттестат об окончании школы;
  • фотография (3 х 4, сделанная не ранее 2019 года);
  • документы, подтверждающие индивидуальные достижения (если есть).

Могут потребоваться другие документы/справки для некоторых специальностей и вузов, в том числе заявления и соглашения об обработке персональных данных, которые вузы сами предоставят вам на подпись при подаче документов. Информацию лучше уточнять на сайте вуза в разделе «Абитуриенту» или обратившись в приемную комиссию по телефону.

Сроки приема документов определяют вузы, информация публикуется на их сайтах. Однако до тех пор, пока не названы окончательные даты ЕГЭ, сроки приемной кампании могут варьироваться. Здесь можно ориентироваться на следующее правило: между датой объявления результатов экзаменов и завершением приема документов в вузах должно пройти не менее 23 дней, только после этого начнется зачисление.

Согласно Приказу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 547 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалиста, программам магистратуры, программам подготовки научно - педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год» узы будут принимать документы абитуриентов только онлайн. Отправить сканы аттестатов, паспортов и других необходимых документов можно будет либо через личный кабинет на сайте вуза, либо через портал госуслуг.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об изменениях в заполнении в бланках ответов, где теперь нельзя оставлять слово/словосочетание, которое не помещается, как есть. Каким образом тогда заполнять? Не совсем понятно. Хотелось бы увидеть пример.

@Анна

Валерия Грейскоп: Если в ответе больше 17 символов (количество клеточек в поле для записи ответов на задания с кратким ответом), то ответ записывается в отведенном для него месте, без учета разбиения этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом. Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.

Как справиться со стрессом и «вспомнить все»?

@Ольга

Валерия Грейскоп: Повторить все за оставшееся время (если экзамен все-таки состоится в конце июня) невозможно – да и не нужно. Но очень важно определить, на чем сконцентрироваться, чтобы использовать остаток времени максимально эффективно. Чтобы потратить время с пользой, нужно определить, с какими темами нужно работать в первую очередь. Для этого есть простой и дельный план.

  1. Скачайте и распечатайте кодификатор (список тем) ЕГЭ-2020 с официального сайта ФИПИ. Вот как, например, выглядит кодификатор ЕГЭ по обществознанию.
  2. Возьмите три цветных маркера: зеленым выделите темы, в которых вы уверены, желтым в которых сомневаетесь, красным в которых чувствуете себя особенно неуверенно.Так вы поймете общую картину своей готовности к экзамену.
  3. Распланируйте оставшееся время и начните повторять материал с «красных» тем, оставляя на потом «желтые». Перед самим экзаменом пробегитесь по «зеленым» темам, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили. Постарайтесь не просто читать теорию по каждой теме, но и проверять себя на заданиях в формате экзамена.

Готовясь на финальном этапе по этому плану, вы подойдете к экзамену во всеоружии!

Вот несколько полезных советов, чтобы побороть стресс:

  1. Во время финального этапа подготовки (последние 2 недели до экзаменов) обязательно планируйте время на отдых. Не занимайтесь повторением материала к ЕГЭ 24/7 — это неэффективно.
  2. Напишите на листке бумаги все, что может заставить вас волноваться на экзамене. Важно учесть все, что может пойти не так, и рядом с каждым страхом написать, что вы сможете сделать в этой ситуации. Например: Если у меня заболит голова? − Я могу обратиться к медработнику в ППЭ, получить справку и сдать экзамен в резервный день.Если у меня перестанет писать ручка? − В аудитории будут лишние ручки, я просто попрошу у организатора новую.Если я устану, растеряюсь, все забуду? − Я сделаю пятиминутный перерыв, чтобы передохнуть.
  3. Организуйте себе рабочее пространство для подготовки к экзамену: уберите все лишнее со стола, выбросите не пишущие ручки и использованные черновики. Периодически, когда вы устаете, меняйте локацию: можно заниматься на балконе, греясь под солнцем, или в гостиной на ковре. Даже небольшая смена обстановки помогает собраться.
  4. Помните, что ЕГЭ − это ваш билет в счастливое студенчество. Не относитесь к экзамену, как к Судному дню, лучше напоминайте себе, какие возможности для вас откроет поступление в вуз.

Сдаю ЕГЭ. Нет возможности учиться платно очно. Правда ли, что, получив диплом об окончании вуза заочно, труднее найти работу (направление «PR и реклама»)?

@Ксения

Валерия Грейскоп: На конкурентоспособность специалиста на рынке труда влияет очень много факторов. Образование при приеме на работу имеет значение, но каждый конкретный работодатель определяет приоритеты при выборе кандидатов на вакансию индивидуально. В одних компаниях важнее становится опыт работы; в других − компетенции, реализованные проекты, в-третьих − личные качества соискателя.

Если Вы твердо решите учиться заочно, я бы посоветовала начать работать до окончания вуза. Заочный формат открывает массу возможностей для того, чтобы пройти стажировку, наработать опыт (это ценно при трудоустройстве) и определить для себя, какие именно сферы внутри PR и маркетинга Вам интересны.

Мои сын сейчас в 8-м классе. Как и когда начинать подготовку к поступлению в МГУ, чтобы не приходилось нанимать репетиторов? Реально ли подготовиться самим? Куда будем поступать, еще не ясно, скорее всего это будет гуманитарное направление.

@molotovanina74

Валерия Грейскоп: Очень здорово, что Вы задались этим вопросом уже сейчас, когда ребенок только в 8 классе. В первую очередь, стоит готовиться к экзаменам по тем предметам, которые будут необходимы в дальнейшем для поступления в МГУ. Поскольку ЕГЭ включает темы за 5-11-й классы, а ОГЭ - за 5-9-й классы, сейчас для Вас самое подходящее время, чтобы выявить пробелы в знаниях ребенка и в приемлемом темпе их восполнить.

В 10-11-м классах важно будет работать не только и не столько с темами экзамена (теорией и фундаментальными знаниями предмета), но и с форматом заданий, критериями, по которым эксперты оценивают работу, заполнением бланка, упрощающими алгоритмами решения экзамена, таймингом и психологической готовностью к экзамену.

Подготовиться к экзамену самостоятельно можно, хотя это и будет непросто сделать. Опишу критерии, которые должна включать в себя эффективная подготовка.

  • Актуальная теория. Можете сравнить темы из кодификатора ЕГЭ (посмотреть их на 2020-й можно здесь) и оглавление учебника, чтобы убедиться, что есть много тем экзамена, «выпадающих» из курса школьной программы.
  • Актуальные задания для подготовки. Часто сборники ЕГЭ сощдаются в июне-июле, еще до изменений в экзамене (публикуются в конце августа). Поэтому всегда есть вероятность, что ученик решает неактуальные задания.
  • Экспертиза экзамена. Ученик должен уметь смотреть на экзамен глазами эксперта ЕГЭ, чтобы сформулировать ответ так, как требует этого формат экзамена. Также важно научиться заполнять бланк корректно, чтобы не потерять баллы из-за неверного оформления.
  • Системность программы. Важно иметь единый план на все время подготовки, чтобы в любой момент времени понимать, какие темы уже пройдены, какие еще остались, и в какой момент к каким темам нужно вернуться, чтобы случайно не забыть темы, которые ученик изучил в сентябре и не повторял до мая. Необходим периодический срез знаний по уже пройденным темам, чтобы своевременно обнаружить, что ученик подзабыл какую-то тему, и оперативно ее подтянуть.
  • Знание «ловушек экзамена». Во многих заданиях есть уловки из разряда «какие варианты ответа не отвечают на вопрос», «задание дано в км., запишите ответ в м.”. В таких задачах очень высокий риск допустить ошибку по невнимательности, и важно научиться замечать их до экзамена.
  • Работа с мотивацией к обучению. Какой бы значимой ни была цель поступить в вуз, в течение последнего года перед экзаменом есть периоды и энтузиазма, и прокрастинации. В эти моменты важно, чтобы у школьника был наставник, который заметит сложные периоды и поможет вернуть мотивацию.
  • Борьба со стрессом и невнимательностью. Важно заранее проработать все возможные страхи и волнения, чтобы они не застали ученика врасплох на самом экзамене.

Возможна ли самостоятельная подготовка к ЕГЭ без репетиторов, платных курсов и онлайн-школ, если ученик будет готовиться только с учителем-предметником, искать доп. материалы в Сети, к примеру, на Ютьюбе. Возможно ли, готовясь таким способом, сдать экзамены на максимальные баллы?

@Обычный школьник

Валерия Грейскоп: Подготовиться к экзамену самостоятельно можно, но очень непросто. Вы можете оценить свои силы, ознакомившись с критериями эффективной подготовки, приведенные в ответе на предыдущий вопрос.

На вопрос о «Ютьюбе» в качестве источника материалов для подготовки к экзамену не могу ответить однозначно: очень важно проверять, насколько преподаватель-видеоблогер добросовестно относится к отбору материалов для видео.

Если в ответе теста есть дефис, то в бланке мы записываем с ним или нет? И распространяется ли это на все предметы?

@Анна

Валерия Грейскоп: Дефис ставить нужно в тех местах, где он необходим. Дефис не является знаком препинания, поэтому опускать его нельзя.

Как нужно писать ответ в 13-м задании (слитно или раздельно) ЕГЭ по физике: «отнаблюдателя» или «от наблюдателя»?

@Arina

Валерия Грейскоп: В данном случае писать нужно слитно.

Какова структура эссе по обществознанию? Будут ли минусовать баллы за непостановку проблемы, неуказание своей позиции, неактуальность темы?

@sultangareev2001

Валерия Грейскоп: Обязательно установленной структуры написания мини-сочинения не существует. Более того, в рекомендациях ФИПИ призывает экзаменуемых проявлять  креативность и творчество, не писать «шаблонные сочинения». Это лишь призыв, но ни в коем случае не критерий. Однако, нельзя забывать, что в условиях написания стандартизированного экзамена наиболее рациональным будет выполнение задания по отработанным и действенным алгоритмам. Такой алгоритм существует и для задания №29 (мини-сочинение).

Для начала рассмотрим вопросы проблемы, позиции автора и актуальность темы в сочинении. Все три пункта необязательны, и за их отсутствие баллы не снимаются. Остановимся на каждом из пунктов подробнее.

  1. Проблема. Мысли о проблеме у нас появляются либо при ассоциации с сочинением по русскому языку, либо из воспоминаний о вариантах экзамена  по обществознанию прошлых лет. Сейчас в мини-сочинении по обществознанию выделение проблемы не требуется. Более того, даже ФИПИ дают следующие рекомендации: «Не все высказывания, предложенные для написания сочинения, содержат проблемный характер, а следовательно, не всегда возможно вообще выделить корректную проблему». При этом важно понимать, если ученик все же выделил проблему и описал ее в сочинении − это также не ошибка (скорее, лишнее потраченное время экзамена). Некоторым ученикам проблема помогает выделить тему, в соответствие с которой в дальнейшем можно брать теоретическое наполнение сочинения.
  2. Собственная позиция. Данный пункт не является обязательным, его наличие или отсутствие никак не сказываются на оценке задания. Однако формулировка своей позиции помогает ученику выстроить логическую нить сочинения и его связность (а вот это уже оценивается). То есть собственная позиция таким образом не забирает и не приносит баллы, но может быть хорошим помощником в их получении за логичность и корректность рассуждений.
  3. Актуальность. Выделение актуальности темы не оценивается экспертами и не приносит дополнительных баллов, но и не забирает их.Вывод: названные выше элементы не оцениваются экспертами. Более того, проблема и актуальность, как правило, являются балластами сочинения, приводят к потере временем и являются потенциальным местом фактических и логических ошибок.

Рекомендуем использовать следующий максимально эффективный план работы над сочинением:

  1. Выделить основную идею (ответить на вопрос, в чем смысл высказывания и что имеет в виду автор).
  2. Обозначить свою позицию (можно без пояснения, почему согласен или не согласен) - исключительно обоснования структуры сочинения.
  3. Написать теоретическую аргументацию, привлекая определения и классификации, позволяющие раскрыть смысл высказывания и аргументировать выбранную позицию. После каждого определения объяснить, о чем оно свидетельствует и как проявляется на практике.
  4. Сформировать два развернутых примера из различных источников (СМИ, факты из истории, личный социальный опыт в том числе, прочитанные книги, просмотренные фильмы и т.д.) явно связанных с темой и рассуждениями, описанными в теоретической части сочинения.

Введение и заключение сочинения также не оцениваются экспертами и не приносят баллов, а следовательно, могут формироваться произвольно.

Следуя такой структуре, Вы, возможно не представите гениальное литературное произведение, но уж точно не запутаетесь в своих рассуждениях, не потратите время, и будете уверены, что написали сочинение, удовлетворяющее всем критериям оценивания. Дело останется за знанием обществознания: раскрытием теории, правильно подобранными примерами.

ОГЭ − быть или не быть?

@Даниил

Валерия Грейскоп: Не быть. Оценки в аттестат в 2020 году выставят по результатам годовых оценок. ОГЭ по всем предметам, включая обязательные, отменен.

Я не пойму причин, чтобы не отменить в этом году ОГЭ. Ведь дети все равно будут поступать по общему баллу аттестата. Почему бы не отметить? Этого многие ждут! Многие ждут окончательного решения.

@magomedovaamina

Валерия Грейскоп: На этой неделе Министерство просвещения объявило об отмене ОГЭ по всем предметам, включая обязательные. Действительно, поступление в колледжи будет осуществляться по аттестату. Оценки в аттестат будут выставлены без учета ОГЭ, по результатам годовых оценок.

Сдача ЕГЭ − стресс для детей. Маска будут очень мешать, ведь 4 часа ребенок  не должен снимать ее. Это может привести к дополнительным ошибкам и неверным ответам!

@zvezda130372

Валерия Грейскоп: Об использовании масок на ЕГЭ пока речи не идет. Единственное изменение в проведении ЕГЭ, которое сейчас обсуждается, касается более рассредоточенной рассадки на большом расстоянии друг от друга. Кроме того, предлагается перед началом ЕГЭ измерять участникам экзамена температуру бесконтактным термометром и обрабатывать руки антисептиком. В скором времени должны быть опубликованы рекомендации Министерства просвещения и Роспотребнадзора по проведению ЕГЭ в условиях эпидемии, и тогда можно будет сказать точно, какие именно изменения в процедуре нас ждут.

Сын готовился к ЕГЭ два года, кучу денег отдали за репетиторов по физике. А сейчас совсем забросил тесты. Два года все хорошо было, но три месяца вообще не хочет заниматься, у него «любовь». Как ему объяснить, что любовь приходит и уходит, а на бюджет (нефтегазовое дело, КФУ), не повторяя, точно не сдаст. Грустно, обидно. Отчаяние…

@Юлия

Валерия Грейскоп: Я понимаю ваше негодование, но главный вывод, который я сделала за несколько лет работы с подростками, − продуктивный диалог начинается только тогда, когда я говорю с ними на равных, не умаляю важности переживаний, слышу каждое слово.

Ни разу в жизни у меня не получилось договориться с учеником о чем-то с позиции «я учитель, я лучше знаю», но всегда получалось с позиции «я понимаю твою проблему и хочу тебе помочь».

Мой совет − ни в коем случае не пытайтесь объяснить, что «любовь пройдет» (уверена, подросток Вам не поверит до тех пор, пока/если однажды этого не переживет). Постарайтесь поговорить с ним по-взрослому, объяснить, что Вас волнует и тревожит. Вы имеете полное право в этой ситуации расстраиваться и злиться.

Спросите сына, какими он видит перспективы поступления (только с верной интонацией, не подразумевающей упрека). Встаньте на его сторону и вместе с ним оцените возможности, которые даст поступление в вуз не только ему, но и его внезапно случившейся любви. Я уверена, что вы достигнете взаимопонимания. Однако для этого потребуются усилия обеих сторон.

Эффективны ли занятия с репетитором?

@Olik_dom

Валерия Грейскоп: Я часто слышу от родителей старшеклассников, что репетитор подобен коту в мешке. Наверное, это самый честный ответ на Ваш вопрос. Главное найти репетитора/преподавателя курсов ЕГЭ, который учитывает все критерии эффективной подготовки.

Самый первый вопрос, который нужно задать преподавателю, который будет готовить ребенка к ЕГЭ − на какой балл вы сдали ЕГЭ и когда. Хороший преподаватель обязательно напишет настоящий ЕГЭ (это доступно любому жителю России независимо от возраста и количества ранее сданных экзаменов) и расскажет Вам о сових результатх. Репетитор, который не проходил экзамен и не планирует это делать вызывает сомнения в компетентности и заинтересованности помочь Вашему ребенку.

Планирует ли компания Maximum Education в связи с переносом сдачи экзаменов проводить симуляции по предметам ЕГЭ?

@diamond28

Валерия Грейскоп: В апреле 2020-го, когда все школы перешли на дистанционный формат и отказались от проведения пробных экзаменов, мы провели бесплатные пробные ЕГЭ, ОГЭ и ВПР онлайн по всей России - в тестировании приняли участие 130 000+ учеников, в том числе 62 000+ одиннадцатиклассников. Сейчас в связи с очередным переносом ЕГЭ мы с командой MAXIMUM обсуждаем техническую возможность провести еще одну волну таких симуляций - в ближайшее время мы расскажем о том, как будем поддерживать школьников со всей страны в связи с переносом ЕГЭ. Анонсируем новости здесь, в группе открытой онлайн-школы во «ВКонтакте», где каждый день для одиннадцатиклассников проходят бесплатные уроки по школьной программе с нашими преподавателями.

Видеоразбор трех наиболее интересных вопросов!

 

Источник: activityedu

Новое видео в базе знаний

Семинар №1: «Особенности проектирования рабочих программ воспитания ДОО»
Татьяна Тишина
Просмотр (1:33:37)
Семинар №2: «Проектирование программы воспитания с учетом особенностей образовательной организации»
Татьяна Тишина
Просмотр (1:25:59)
Семинар: «Подготовка отчета о самообследовании»
Галина Савиных
Просмотр (0:59:15)
Финансирование образовательных организаций и персонифицированное финансирование как новый инструмент финансирования
Анна Вавилова
Просмотр (1:36:07)
Варианты внедрения персонифицированного финансирования в Российской Федерации
Анна Вавилова
Просмотр (2:04:49)
Действующие нормы и актуальные требования к отчету о самообследовании
Галина Савиных
Просмотр (0:57:49)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018