Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Поурочные разработки и учебные пособия по биологии.

Поурочное планирование и контрольно-измерительные материалы к учебникам линейного УМК, сборники задач для основной и старшей школы, справочники по биологии.

22.01.25

Материал и структура методических пособий полностью соответствуют требованиям ФГОС-2021, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения, а требования к результатам обучения сформулированы в нем в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. В настоящем пособии планируемые результаты представлены в развернутом виде.

Конспекты уроков ориентированы на развитие общеучебных умений ребенка, таких как способности анализировать, выделять существенное, фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., а также специальных умений – устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, осознавать течение природных процессов и т. д.

Поурочные разработки построены по плану: цель урока, планируемые результаты, используемые технологии, оборудование, общие рекомендации и/или предварительная подготовка к уроку. В приложениях содержатся упражнения для физкультминуток, общие рекомендации для наблюдения за растениями, темы для фенологических наблюдений, интересные факты о растениях, список литературы для внеклассного чтения по биологии, итоговый контроль знаний по курсу биологии в 7 классе.

В целях экономии времени при проверке знаний учащихся рекомендуется дополнительно использовать «Контрольно-измерительные материалы» (КИМы) по биологии.

Педагог может применять сценарии уроков полностью или частично, встраивая их в собственный план урока.

При изучении биологии как учебного предмета рекомендуется обеспечить системное освоение обучающимися основного содержания курса биологии и  усилить практико-ориентированную направленность процесса обучения, используя различные типы учебно-познавательных и практических заданий, как на уроках, так и  во  внеурочной деятельности, отдавая предпочтение тем, которые формируют способность научно объяснять явления, оценивать и применять методы научного познания живой природы, интерпретировать данные и  доказательства с  научной точки зрения, формулировать выводы.

В изучении биологии до сих пор доминирует описание, констатация фактов, но освоить общие законы живого мира во всех его проявлениях возможно лишь через задачный подход.

Несмотря на то, что проблемные вопросы и познавательные задачи имеются во многих учебниках и различных пособиях по биологии, научиться правильно их составлять и решать – большая проблема для школьников.

Учебные познавательные задачи по  биологии наряду с  тестами, дидактическими материалами, обучающими программами играют важную роль в  развитии учеников. Они приобщают обучающихся к  самостоятельной, творческой работе.

В изучении биологии до сих пор доминирует описание, констатация фактов, но освоить общие законы живого мира во всех его проявлениях возможно лишь через задачный подход.

Цель данной книги – показать, какие учебные познавательные задачи по биологии существуют к разделу «Животные», и  предложить возможные подходы к  их составлению и решению на основании алгоритмов.

Несмотря на то, что проблемные вопросы и познавательные задачи имеются во многих учебниках и различных пособиях по биологии, научиться правильно их составлять и решать – большая проблема для школьников.

Задачный подход в  обучении позволяет школьникам овладевать универсальными учебными действиями (УУД) через решение учебных познавательных задач и выполнение учебно-практических заданий, направленных на формирование и оценку навыков освоения систематических знаний, самостоятельного приобретения, переноса и  интеграции знаний, разрешения проблем, сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и саморегуляции, рефлексии, информационно-коммуникационной компетентности. Проблемное построение содержания обуславливает его усвоение как процесс решения системы познавательных задач, с  одной стороны, требующий от  учащихся применения различных УУД, с другой – определяющий условия развития этих УУД. Без УУД – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных  – нельзя развить способность к самообучению и саморазвитию, тогда как само формирование УУД возможно только при направленности их на  поисковую деятельность, где есть анализ, сравнение, обобщение, диалог, исследовательская и творческая работа. Все это предполагается в задачном подходе к  обучению, где ведущая роль принадлежит развитию мышления через формирование приемов умственной деятельности при составлении и решении учебных познавательных задач.

Учебные познавательные задачи по  биологии наряду с  тестами, дидактическими материалами, обучающими программами играют важную роль в  развитии учеников. Они приобщают обучающихся к  самостоятельной, творческой работе.

Предлагаемые задания предназначены:

• для самостоятельной работы;

• организации на  уроке разных видов деятельности (групповой и индивидуальной работы, самостоятельных и практических работ);

• организации систематической комплексной проверки уровня усвоения учебного материала;

• развития навыков систематизации информации.

Таким образом, согласно требованиям ФГОС в образовательной организации создаются условия, в которых учащиеся должны иметь высокий уровень подготовки, уметь рассматривать и решать нестандартные ситуации.

Особую актуальность приобретает формирование у них умений самостоятельно организовать свою учебно-познавательную деятельность, и  одним из путей реализации является использование задачного подхода.

Задачный подход позволяет развивать у школьников познавательный интерес к различным областям знаний.

Данный подход является одной из личностно ориентированных технологий, предполагающей развитие самостоятельной деятельности учащихся с учетом использования различных методов и подходов к решению учебно-познавательных задач.

Лишь комплекс знаний о понятиях и явлениях позволяет выделить их и использовать при составлении и решении учебных познавательных задач.

Путь от выделения и понимания описываемого явления до  составления плана решения, формулирования ответа и  предполагаемого вывода индивидуален для каждого школьника.

Чтобы научить школьников решать познавательные задачи, вначале необходимо освоить решение обычных учебных познавательных задач и сформировать навыки деятельности по их решению. К оригинальным, изящным решениям способен только тот, кто обладает данными умениями, а также нестандартным мышлением, а для этого требуется систематически решать различные задачи.

Решение любой учебной познавательной задачи начинается с умения читать и «слышать» условие задачи, что для ученика исключительно важно. От этого зависит понимание задачи, а следовательно, эффективность дальнейших действий. Читая и анализируя условие, ученик должен понять, о чем эта задача, какое явление рассматривается, подумать об описанной ситуации.

Чтобы приобрести навыки решения учебных познавательных задач по биологии, необходимо научиться рассуждать по проблеме, описанной в задаче. Этому необходимо обучаться систематически.

Биологические справочники также решают некоторые образовательные и  развивающие задачи. Образовательные задачи заключаются в формировании системы биологических понятий и целостности восприятия живой природы, а также таких умений, как анализ полученной информации, обоснование вывода и т. д. Развивающие задачи обеспечивают формирование и развитие памяти, критического научного мышления, умения выделять главное и второстепенное, делать выводы на основании изученных фактов.

Данное издание будет полезно всем школьникам средней и старшей школы, а также учителям как краткий универсальный справочник по  биологии. Пособие позволит усвоить, закрепить и  систематизировать изученный материал школьного курса и лучше подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Материалы по  темам рассматриваются на  основе планомерного и  последовательного изложения основных биологических понятий, теорий и  научных фактов, что позволяет формировать практическое и научное мировоззрение учащихся.

Все разделы составлены в едином ключе: вначале дается краткий перечень основных терминов, потом идет описание основных тем и наиболее трудных для усвоения моментов.

Краткий путеводитель по  всем разделам школьного курса биологии, составленный с учетом специфики ЕГЭ, предназначен для тех, кто начинает подготовку к экзамену и нуждается в том, чтобы освежить в памяти темы школьной программы, повторить понятия, систематизировать основные концепции и, самое главное, понять логику ответов на экзаменационные задания.

В конце издания приведён краткий список литературы, изучение которой поможет подготовиться к экзамену. В каждом разделе в рубрике «Потренируемся» приведены примеры заданий с ответами и пояснениями, составленные автором в соответствии с требованиями кодификатора и спецификации ЕГЭ по биологии.

Современный старшеклассник должен быть знаком с законами наследственности. Один из важнейших показателей владения этими знаниями – умение решать задачи по биологии. Оно необходимо для освоения логики генетического анализа, для изучения частной генетики видов, селекции культур растений и пород животных.

Данный сборник содержит более ста задач по  генетике, цитогенетике, основам молекулярной генетики и  отражает необходимый уровень знания о  роли наследственности и  изменчивости. В  него включены задачи, аналогичные предлагаемым выпускникам школы на едином государственном экзамене (ЕГЭ) по биологии и  на заключительных этапах вузовских олимпиад для школьников, потому он может служить пособием для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ.

Цель пособия  – помочь в  овладении практическими приемами решения наиболее сложных заданий ЕГЭ по  биологии. Эти задания трудны для самостоятельного решения, так как требуют представления о клеточных процессах, которые нельзя наблюдать в повседневной жизни, и развитого абстрактного мышления.

Объем и уровень представленных сведений в книге А. А. Каменского «Физиология человека: просто о сложном» превышает образовательный минимум для средних учебных заведений и по этой книге вполне можно сдавать ЕГЭ и даже экзамены на первых курсах многих вузов. Большой объем материала изложен доходчиво, практически без применения физических и химических формул и математических выкладок.

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций
127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1
тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

Техническая поддержка и управление сайтом:
ООО "Профессиональные сообщества"

support@edu-m.ru

Рекламодателям
Договор оферты