Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Работа со словарями и справочниками – неотъемлемая часть учебного процесса

Регулярная работа со словарями и справочниками поможет привить интерес к учебе, приобрести навык самоконтроля и самопроверки, сформировать потребность и умение пользоваться справочной литературой

15.11.22

Ежегодно 22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий, в этот день родился автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.

Словари и справочники–незаменимые помощники в учёбе.

Функциональная грамотность предполагает грамотность информационную, которая формируется посредством обращения к разным источникам информации при выполнении заданий поискового характера на уроке, во внеклассной работе, при подготовке творческих учебно-исследовательских проектных работ, докладов, сообщений.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков. И работа с информацией, в состав  которой входят первоначальные умения поиска необходимой  информации в словарях и справочниках, занимает важное место среди этих общих умений, навыков и способов деятельности. Работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Школьник  должен научиться обращаться к словарям, правильно выбирая тип словаря для поиска необходимой информации.  Даже в начальных классах полезным окажется знакомство учащихся со словарями разных видов: фразеологическими, синонимов, ударений, иностранных слов, этимологическими, энциклопедическими.

Самостоятельный поиск дополнительных источников, процесс чтения научно-познавательных книг, справочных текстов, обработка текстовой информации могут вызывать у детей серьёзные трудности. Если в начальной школе ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, и у него не сформировалось умение ориентироваться в справочных средствах, быстро находить нужную информацию, то он не сможет продуктивно пользоваться существующим  разнообразием словарей и справочников и самостоятельно добывать необходимые знания.

Серия «Школьный словарик» включает словари разнообразной тематики для младших школьников, дополняющих и структурирующих материал школьной программы.  Задача данных пособий – подготовить детей к работе с различными видами словарей: помочь освоить особенности оформления словарных статей, указать путь поиска необходимых сведений о слове, сформировать культуру работы с информацией через умение самостоятельно осуществлять её поиск и обработку.

Издания серии сгруппированы по разделам с целью расширить представления учащихся о справочных изданиях, как особом типе литературы,  показать их многообразие:

Обладая этими знаниями, школьники смогут обращаться к словарям, как к первоисточникам, правильно выбирая тип словаря для поиска необходимой информации.

Некоторые словари освещают отдельные специализированные темы.  Например, издание «Финансовая грамотность: основные термины. Начальная школа».  Функционально грамотный человек должен быть, в том числе,  финансово грамотным. Это предполагает способность понять мысль собеседника и довести до него свою, используя термины, понятные обеим сторонам. Сложность толкования многих терминов состоит в том, что они не имеют однозначного определения. Финансовые термины  для школьников надо, скорее, разъяснять, чем строго определять, поэтому многие понятия сопровождаются примерами.

Словарик «Дорожная грамота. Начальная школа» может использоваться при изучении вопросов безопасности жизнедеятельности в рамках интегрированного предмета «Окружающий мир», в ходе внеурочной деятельности и при реализации других направлений образовательного процесса в начальной школе. Правила поведения на дороге приведены маркированным списком, чтобы дети их надёжно усвоили. Дорожные знаки можно подробно рассмотреть на цветной вкладке. Интересные факты пригодятся для подготовки сообщений на уроках в школе.

Новинка серии – «Исторические темы курса «Окружающий мир»» .

Все издания из серии «Школьный словарик» доступны в электронной форме.

Важно на доступном объёме слов «открыть» детям сам факт: есть помощники, которые позволяют решить возникшую задачу.Словарики готовят учеников начальных классов к выходу в мир «настоящих» словарей, чтобы у них самих появилась потребность в словарях и справочниках большего объёма.

Словари и справочники серий «Школьный словарь» и «Школьный справочник» адресованы учащимся 5-11 классов.

В обновлённой редакции ФГОС основного общего образования предметные результаты по русскому языку включают умение использовать словари синонимов, антонимов, иностранных слов, толковые, орфоэпические, орфографические, фразеологические, морфемные, словообразовательные словари «для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации при построении устного и письменного речевого высказывания».

Функциональное разнообразие словарей очень велико, надо понимать, где, и как их использовать.  Понимание значения слова – одно из условий его умелого использования, как в устной, так и в письменной речи. Работа со словарями – формирование культуры языкового мышления.

Издательство ВАКО предлагает школьные словари русского языка, словари для изучающих иностранные языки, школьные справочники по истории России и всеобщей истории, английскому языку, математике и естественно-научным предметам.

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Трансформация воспитательных парадигм в XXI веке и «новые» дети
Ольга Бережнова
Просмотр (1:23:44)
Современное качество дошкольного образования: показатели качества и системы оценки
Ольга Бережнова
Просмотр (1:33:31)
Особенности применения профессионального стандарта для руководителей дошкольных образовательных организаций
Ольга Бережнова
Просмотр (1:31:26)
Создание инклюзивной образовательной среды
Елена Самсонова
Просмотр (1:21:40)
Организационные модели и педагогические технологии инклюзивного образования
Елена Самсонова
Просмотр (1:35:50)
Инклюзивное образование – перспективы развития в Российской Федерации
Елена Кутепова
Просмотр (1:30:16)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты