Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Тетради-тренажёры, пособия серии «Функциональная грамотность»

Представленные системы заданий способствуют прочному и практическому усвоению знаний, формированию основ функциональной грамотности, коммуникативной и исследовательской компетентностей, а также информационной культуры.

27.12.24

Тетради-тренажёры помогут учащимся подготовиться к выполнению проверочных работ, развить самоконтроль и самооценку, научиться работать с разными источниками информации.

Необходимо сочетать работу на уроке с проведением разных форм внеурочной деятельности, целью которых является поддержка формирования того или иного компонента функциональной грамотности.

В федеральной рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» подчёркивается: «Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность».

Среди целей изучения русского языка появилась новая: «развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию». Языковая грамотность служит основой для формирования коммуникативной грамотности, читательская невозможна без умения работать с информацией.

Тетради-тренажёры по языковой грамотности Н.А. Песняевой помогут учащимся подготовиться к выполнению проверочных работ, развить орфографическую зоркость, сформировать общеучебные умения. Пособия учат применять полученные знания для решения широкого круга жизненных и учебных задач, формируют умение работать с разными источниками информации, помогают развить самоконтроль и самооценку, повышают мотивацию к учёбе.

В  конце каждой темы - итоговая работа для самостоятельного выполнения. Также  в тренажёрах есть толковый словарик, орфографический словарик, ответы к заданиям.

В качестве основного компонента функциональной грамотности выступает смысловое чтение. Сегодня смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. В ФОП НОО цель смыслового чтения трактуется максимально широко: «для решения различного уровня учебных и жизненных задач».

Пособия Л.Ю. Клевцовой «Читательская грамотность. Смысловое чтение» для 3 и 4 классов предназначены для развития навыков смыслового чтения у младших школьников. Система заданий развивает навыки анализа содержания текста, учит распознавать ключевые слова и фразы, извлекать основную идею, устанавливать логические связи между событиями, формирует умение формулировать своё мнение и аргументировать его, развивает интерес к чтению и познавательной деятельности.

Данные пособия по смысловому чтению предоставляют учителям и родителям возможность научить младших школьников извлекать информацию из разного вида текстов. Прежде всего, для работы подобраны тексты народных сказок – наиболее привычного для детей жанра произведений, с которых, очевидно, и стоит начать работу по выработке навыка смыслового чтения. Далее следуют художественные тексты – авторские сказки и рассказы, в которых представлены чуть более сложные характеры героев, изобразительно-выразительные возможности текстов и перипетии сюжетов, чем в народных сказках.

Наконец, самый большой блок – это тексты научно-познавательные. Для  младшеклассников они наиболее трудные. Как правило, именно в школе начинается знакомство детей с учебно-научными текстами параграфов учебников и материалами пособий, докладов и презентаций, которые как раз и являются в широком смысле научно-познавательными текстами.

Первые несколько занятий необходимо не только совместно вслух читать текст, но и предварять работу над письменными вопросами и заданиями беседой по прочитанному, возможно, пересказом, написанием плана и т. п.

В пособии представлены как привычные формы заданий (тест с выбором одного ответа, тест со множественным выбором, задание со свободно конструируемым ответом), так и менее традиционные (заполнение таблицы, достраивание схемы, обозначение порядка следования событий в тексте, задание на подбор контекстуальных синонимов и т. д.). Важно один раз объяснить ребёнку, как записывать свободно конструируемые ответы, указывать верные ответы тестов, работать с таблицами и схемами, даже сделать это вместе с ним, не на оценку, чтобы потом уже требовать от него верного выполнения работы.

Также важно приучить школьников младших классов обращаться к словарю при встрече с незнакомыми и непонятными словами. С этой целью в конце пособия дан толковый словарик, в котором объясняется значение слов, выделенных в текстах полужирным шрифтом.

В ходе работы обучающимся представится хорошая возможность отработать навык различных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, изучающего и рефлексивного.

Просмотровое чтение позволяет бегло просмотреть текст, чтобы получить общее представление о его теме и проблематике.

Ознакомительное чтение даёт возможность понять, в чём состояла задача автора, выделить главную и второстепенную информацию. Изучающее чтение предполагает скрупулёзный анализ текста: его идеи, отдельных элементов сюжета, деталей и образов.

Рефлексивное чтение означает вдумчивое погружение в текст, анализ образов и поведения персонажей, интерпретацию текста на основе своего жизненного опыта. Необходимо непременно научить детей пользоваться всеми видами чтения в ходе работы.

Поскольку работа с текстом рассчитана на 40 минут, обучающимся необходимо разумно расходовать отведённое на выполнение заданий время, в том числе уметь применять разные виды чтения при обращении к тексту.

Пособия могут быть использованы как для обучения навыкам смыслового чтения, так и для диагностики и оценки этих навыков, как важнейшего компонента функциональной грамотности обучающихся в начальной школе. Важно помнить, что к моменту перехода обучающихся в основную школу умение улавливать все детали прочитанного, извлекать нужную информацию и формулировать свои мысли должно быть уже сформировано.

По-настоящему усвоить знания можно лишь в деятельности, а также при использовании их в нестандартных ситуациях. Чтобы сделать учеников более подготовленными к жизни в современном непредсказуемом мире, мы не можем дать им готовые ответы на задачи будущего, но можем научить решать эти задачи самостоятельно. Детям нужны навыки гибкого мышления, которые формируются, развиваются, проверяются с помощью упражнений.Нужно учить детей мыслить широко и неординарно, решать не только теоретические задачи, а приближенные к реальности, к тому, с чем дети могут столкнуться в жизни.

Нужно учить детей использовать при решении таких задач знания из разных сфер и областей, выделять главное и отметать лишнее, действовать по ситуации, гибко реагируя на условия и изменения окружающей среды, оптимально используя ресурсы.

В сборник «Олимпиадные задания по функциональной грамотности. 2–4 классы» включены задания, которые развивают эрудицию, креативное и критическое мышление, умения рассуждать, делать выводы, эффективно решать задачи.

Олимпиадам по функциональной грамотности и подготовке к их проведению отводится немаловажная роль в рамках реализации федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО). Настоящий сборник включает в себя более 240 олимпиадных заданий разного уровня сложности, направленных на развитие, тестирование и оценку различных мыслительных способностей (умение находить эффективные решения, видеть ресурсы, понимание системных и причинно-следственных связей и пр.).

Сборник состоит из следующих разделов.

1. Находим ресурсы.

2. Определяем причины и следствия.

3. Устанавливаем причинно-следственные связи в природе, социуме и технических системах.

4. Прогнозируем последствия.

5. Изучаем системы вокруг нас.

6. Создаём новое и полезное.

7. Решаем открытые задачи.

8. Играем в ассоциации.

9. Создаём оригинальное.

10. Учимся анализировать.

11. Различаем факты и мнения и работаем с информацией.

12. Действуем по ситуации.

Он составлен таким образом, чтобы дети могли столкнуться как с довольно простыми, так и со сложными заданиями, которые чуть выше уровня знаний и возможностей конкретного возраста (они могут показаться некоторым детям даже нерешаемыми). При такой комбинации заданий разной сложности ребёнок получает удовольствие, если ему удаётся решить задачу, и у него появляется стремление узнавать новое, если с заданием справиться не вышло.

В каждом разделе низкому уровню сложности соответствуют задания для 2 класса, среднему – для 3 класса, высокому – для 4 класса.Педагог может комбинировать задания всех трёх уровней, исходя из особенностей обучающихся и тренировочных или контрольных образовательных задач.

Работа со сборником предусматривает возможность использования информационно-коммуникационных технологий. В конце пособия приведены ответы: контрольный ответ – в том случае, если для задачи есть решение, использованное кем-то на практике (исторический факт), в остальных случаях – варианты ответа. В приложении предложен подробный ход разбора нескольких задач. Задания сборника имеют практико-ориентированный характер.

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты