Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Учимся разумному финансовому поведению. Финансовая грамотность в школе. 2-11 классы.

Учебные ресурсы издательства «ВАКО» и технологии их использования в учебном процессе.

28.02.24

Реализация образовательной программы по финансовой грамотности на всех уровнях общего образования в современных экономических условиях очень важная задача, которую школа совместно с родителями может решить, выбрав целостную систему учебных курсов «Финансовая грамотность» для общеобразовательных организаций.

Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий учебник, рабочую тетрадь, учебную программу и методические рекомендации для учителя.

Учебники по финансовой грамотности входят в Приложение 1 действующего федерального перечня учебников (Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858).

Рабочие программы курса «Финансовая грамотность» для 2-3, 4 классов разработаны в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программы соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» в начальной школе является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2-3, 4 классов в сфере экономики семьи. Курс для 2-3 классов состоит из двух частей, каждая из которых рассчитана на 8 академических часов (в общей сложности 16 часов). Курс для 4 класса рассчитан на 16 часов. Он может рассматриваться как продолжение курса для 2-3 классов, также рассчитанного на 16 часов.

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования младших школьников в общеобразовательной организации;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где она является основной, а также в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;

• курс может быть интегрирован в другие учебные предметы (математика, окружающий мир, технология, литература) при составлении авторских программ;

• курс может быть использован при составлении и реализации программы воспитательной работы во 2-3, 4 классах.

Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.

В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах.

Рабочие программы курса «Финансовая грамотность» для 5-7, 8-9 классов разработаны в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлены на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программы соответствуют примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

УМК «Финансовая грамотность» для 5-7 классов является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа—в 7 классе, может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности (по направлению «общее интеллектуальное развитие»), а также быть одним из курсов дополнительного образования.

Содержание курса направлено на формирование метапредметных компетенций и умения принимать финансовые решения в повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации учащихся.

Учащиеся 13–14 лет имеют психологические особенности, которые важно учитывать при постановке учебных целей, отборе содержания занятий, выборе форм и методов обучения.В занятия по курсу включены имитационные, деловые, ролевые игры и игры-квесты, выполнение учебных проектных работ и проведение мини-исследований, практикумов, организация мастерских портфолио, учебных лабораторий, экскурсии, мозговые штурмы и т. п.

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;

• курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной.

Курс «Финансовая грамотность» для 8-9 классов разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14—16-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.

Учащиеся 8-9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте происходит личностное самоопределение подростков, они переходят во взрослую жизнь, осваивая новую для себя роль взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, формировать не только умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.

В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, чем в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи, особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенций поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, представленных как на электронных, так и на твёрдых носителях. Большая часть времени отводится практической деятельности для получения опыта действий в различных областях финансовых отношений (более расширенных по сравнению с предыдущими классами).

Курс «Финансовая грамотность» для 10-11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2-9 классов.

Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены.

В основе курса «Финансовая грамотность» для 10-11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности.

Курс «Финансовая грамотность» для 10-11 классов тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.

Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности, рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с учётом типовых заданий экзамена.

В курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс «Финансовая грамотность» для 10-11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя.

Важным элементом УМК «Финансовая грамотность» являются рабочие тетради, в которые включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса.

Рабочие тетради для 2, 3 и 4 классов содержат проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды.

В рабочие тетради для 5-7, 8-9, 10-11 классов включены тестовые, творческие и поисковые задания, практические задачи, задания в виде деловых игр.

Предлагаемый материал позволяет педагогам проводить проверку знаний, используя различные формы контроля, корректировать методику преподавания, выявлять темы, которым следует уделить пристальное внимание. Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Сотрудничество семьи и дошкольной организации: вчера, сегодня, завтра
Ирина Лишек
Просмотр (1:18:31)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:25)
Организационно-методические подходы к планированию и оценке результатов в дополнительном образовании детей. Часть №2
Любовь Буйлова
Просмотр (1:38:02)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:08:01)
Процедура самообследования как элемент оценки качества образования. Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:14:03)
Технология разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с «нулевого этапа» мастер-класс. Часть №1
Зоя Каргина
Просмотр (0:57:38)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты