Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Знакомство детей с миром шахмат, изучение правил и тактических приёмов шахматной игры с УМК «Шахматная школа» в начальных классах.

Шахматы помогают развивать логическое мышление, математические способности, память, вдумчивость, терпение, трудолюбие, усидчивость, смелость в принятии решений, быстроту реакции.

11.03.25

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.   Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». В.А. Сухомлинский.

В 2017 году Федерацией шахмат России был дан старт проекту «Шахматы в школах» и инициирован выпуск первых учебных пособий для учащихся общеобразовательных школ. На данный момент проект приобрел свою завершенность на уровне начального общего образования.

Сегодня пособия УМК «Шахматная школа» используются в 18 регионах России.

Курс реализуется в течение трех лет и состоит из учебного пособия, рабочей тетради, сборника заданий, методического пособия по каждому году обучения и рабочей программы.

Учебные пособия, рекомендованные Федерацией шахмат России для общеобразовательных организаций, помогут детям, уже освоившим азы шахмат, углубить свои знания во всех стадиях шахматной игры. Книги расскажут об основных принципах игры в дебюте, познакомят с важными тактическими приёмами, которые часто встречаются на практике. Большое внимание уделено основам игры в окончаниях. Также юные шахматисты потренируются в решении комбинаций и выполнении заданий по всем рассмотренным темам. Каждая глава сопровождается красочными иллюстрациями и примерами для самостоятельного решения.

Раскраски, головоломки, шарады в рабочих тетрадях позволят проводить занятия в увлекательной игровой форме, постепенно раскрывая перед учениками всю красоту и глубину шахмат, закрепить полученные знания.

В сборниках заданий предложены дополнительные задания к курсу «Шахматная школа», предназначенные для выполнения в школе на уроке и во внеурочное время в качестве домашнего задания. Представленные примеры помогут ученикам лучше освоить все основные темы начального этапа обучения шахматной игре. Внутри каждой темы на каждой отдельной странице примеры располагаются по степени возрастания сложности. Ответы на все задания приведены в конце сборника.

Методические пособия разработаны для обеспечения преподавателей необходимыми материалами учебного курса по шахматам для учащихся начальных классов. На основе данной методики любой педагог, даже не имеющий опыта преподавания шахмат, сможет организовать проведение занятий в течение учебного года (33 урока, по одному уроку в неделю). Также данные пособия могут использовать родители и тренеры по шахматам для обучения детей азам шахматной игры.

В соответствии с требованиями  ФГОС НОО достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются: предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей, обеспечивает расширение круга общения, даёт возможность полноценного самовыражения, самореализации.

Игра в шахматы – возможно, лучший способ развития интеллекта в младшем школьном возрасте. Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. У детей вырабатываются такие компетенции, как принятие решений, постановка и достижение цели, оценка и анализ, поиск и устранение ошибок.

Перед началом игры обе армии по силе равны, так как имеют одинаковое количество фигур и пешек. Почему же тогда одна армия может победить другую? Потому что не всё определяется силой. Решающее значение имеет умение этими силами управлять: выработать наилучший план игры, сосредоточиться на направлении главного удара и так далее. То есть всё зависит от смекалки игрока, его знаний, опыта, умения собраться, быстро и правильно считать варианты, от его физической выносливости, состояния нервной системы и других важнейших качеств.

Уникальный курс улучшает успеваемость, развивает у детей логическое мышление, формирует навыки стратегического планирования,  поможет ребенку выйти за рамки регламентированного общеобразовательного процесса, раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Самостоятельное обучение игре в шахматы с нуля займет много времени. Переходить к книгам по стратегии и тактике стоит только после получения базовых шахматных знаний.

Герои книги  «Занимательные шахматы. Книга начинающего игрока» в легкой игровой форме рассказывают детям об основных шахматных правилах, о разных фигурах и о том, как они ходят, приводят некоторые шахматные хитрости, которые помогут одерживать победы, а также посвящают читателей в мир шахматных турниров. В конце книги приводятся задачки, решая которые, ребенок еще лучше поймет игру.

Если родители и сами не умеют играть в шахматы, то лучше всего, если они будут изучать их вместе с детьми. Такое совместное обучение очень полезно и детям и родителям. И учёба идёт гораздо успешнее, и устанавливается хороший контакт между родителями и детьми, очень полезный для взаимопонимания и воспитания. Любой родитель, даже если он никогда не играл в шахматы, может открыть пособие, прочитать его и без проблем подготовиться к игре с ребёнком.

Наиболее  полный перечень всех учебных пособий издательства ВАКО можно увидеть в интерактивном каталоге.

Новое видео в базе знаний

Внутренняя система оценки качества образования: курс на объективность
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:22:03)
Внутренняя система оценки качества образования: меры по объективности Часть №2
Ровзан Хатаева
Просмотр (1:02:00)
Дополнительное образование детей: взаимодействие в новой реальности
Любовь Буйлова
Просмотр (1:48:34)
Особенности формирования социальных компетенций в образовательном процессе дополнительного образования
Любовь Буйлова
Просмотр (1:49:10)
Инновационные подходы воспитательной работы школы к укреплению родительско-детских отношений
Марина Волчек
Просмотр (1:09:26)
Инновационные подходы воспитательной работы школы к укреплению родительско-детских отношений. Часть №2
Марина Волчек
Просмотр (0:58:59)

Ассоциация руководителей образовательных организаций
127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1
тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

Техническая поддержка и управление сайтом:
ООО "Профессиональные сообщества"

support@edu-m.ru

Рекламодателям
Договор оферты