Ассоциация руководителей образовательных организаций


Очереди - не единственная проблема

60 % руководителей в регионах не могут перейти на ФГОС

В предверье "Всероссийского практического семинара для руководителей дошкольных образовательных учреждений" портал «Управление Образованием» провел опрос среди представителей ДОУ в разных регионах РФ, задавая вопросы о том, что же имен
24 апреля 2015

Основной проблемой, стоящей перед руководителями, является переход на ФГОС ДО. Работать по новому стандарту надо уже с 1 сентября 2015 года. Некоторые регионы уже перешли на ФГОС и не испытывают трудностей с работой в этом режиме, однако такая ситуация скорее исключение, чем правило.


В переходе на ФГОС есть 5 основных проблем.

1. Нет образовательных программ. Руководители не знают, на что опираться при её написании, а региональные власти рекомендаций не дают. Они хотят, чтобы директора и педагоги сами писали свою собственную программу. Однако, это не дело практиков. Тут нужна теоретическая база знаний. Кроме того, даже если написать свою программу остается вопрос, где брать для неё обеспечение?

2. И тут мы приходим ко второй проблеме. Материально-техническая база. Регионы не предоставляют своим учреждениям предметную базу, с которой могли бы работать педагоги и дошколята. Закупить её невозможно.

3. Также, как невозможно найти и методическое сопровождение. Если образовательные программы хотя бы начали появляться, то на рынке литературы нет методических пособий, прошедших рецензию. Раньше литература выходила под грифом Министерства Образования и была разрешенная. Сейчас купить новую литературу можно, но вот работать по ней нельзя.

4. Переобучение педагогов на специалистов «дошкольного образование» проходит довольно долго и не все регионы успевают перевести своих педагогов. Кроме того денег на курсы повышения квалификации не выделяют, а бесплатные курсы ещё надо найти.

5. И, конечно, остро стоит вопрос финансирования. Региональные власти спускают вниз такие суммы, на которые невозможно поменять материально-техническую базу, закупить новое оборудование или сделать ремонт зданий.

«Мы ждали модернизацию дошкольного образования, как и общего образования, - говорит Григорьева Светлана Михайловна, заведующая МДОУ "Детский сад №1 комбинированного вида "Шонанпыл" с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл. - Но программа пошла немного по другому пути. В дошкольном образовании она была нацелена только на увеличение мест и создания новых мест. А остались старые. Нашему учреждению 25 лет и капитальный ремонт у нас не проходил. Мы хотели бы, чтобы реформа была продолжена, но направленная уже на укрепления материально-технической базы, методической базы, где-то кадрового обеспечения. На платные курсы повышения квалификации у нас, конечно, денег нет».

Конечно, кроме перехода на ФГОС, есть и другие проблемы. Например, переведение муниципальных учреждений на автономию. Учредителей просят переводить свой детский сад на автономный уровень, из-за чего приходится изменять нормативно-правовые акты и искать дополнительные деньги в бюджет.

Кадровый вопрос стоит также остро. Идет сильное «старение кадров». По словам руководителей, «все устраиваются по офисам», так как зарплаты там больше. Средний возраст воспитателей в некоторых регионах выше 50 лет. Выпускники ВУЗОв, работая положенные 2 года до аттестации, не получают достаточную заработную плату и стимулирующие надбавки. Об этом рассказала заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ № 25 «Теремок» г. Невинномысска.

Сложно ещё и то, что из-за перехода на ФГОС у педагогов поменялось все перспективное и календарное планирование. Сейчас им нужно заново строить планы, переходить на новую форму. При этом у молодых специалистов недостаточно опыта, так как в вузах и спец колледжах есть проблема с практической частью занятий, которой уделяется слишком мало времени. А у специалистов постарше возникают сложности с переходом на общение «на равных», которое диктует новый ФГОС. Слишком сильна привычка отношений «учитель-ученик».

Введение инклюзивного образования, которое сейчас так поддерживается правительством на словах, на деле тоже проходит проблематично. Отсутствует нормативно-правовая база для осуществления психолого-педагогического сопровождения в рамках ФГОС детей с ОВЗ. Также нет и финансирования на обеспечения условий пребывания в группах детей с ОВЗ. Кадры есть – но за ту зарплату, которую им предлагают в муниципальных учреждениях, люди работать отказываются и уходят работать в другие места. А в некоторых уставах просто нет таких ставок как – соцпедагог, тьютор или дефектолог.

Также остро стоит проблема очередей, которая решилась пока не везде. Из-за обеспечения дошкольников местами в садах происходит уплотнения групп.

«Пытаемся выполнить указ президента по 100 % обеспечению детей дошкольными учреждениями и, к сожалению, это идет за счет уплотнения групп, - говорит директор частного детского сада «Смайлик» г. Первоуральск Поздеева Татьяна Львовна. - Сейчас по СанПинам, если площадь позволяет, то можно делать группы по 25 и больше детей. Но работать так практически невозможно. Воспитателю одному постоянному и одному подменному на такую группу работать тяжело. Норматив педагогических кадров можно было бы увеличить».

В некоторых регионах региональные власти сокращают финансирование на некоторые нужны совершенно необоснованно.

«Идет жесткое урезание финансирового обеспечения муниципального задания. Жесткое и необоснованное, - говорит заведующая детсадом в п. Свердловский Севастьянова Тамара Владимировна. - В 2-3 раза статьи режут. Например, на моющие и чистящие средства совершенно обнулилось. Когда спрашиваем: «А чем мыть? Как мыть» - нам отвечают: «Берите деньги из допобразования. У меня развито допобразование, но это не те доходы, которые могут это покрывать».

А даже если деньги спускаются, их хватает не на все. Например, в детсаду есть магнитофон, но старый, с кассетами. Это не удобно, сейчас требуется уже устройство, которое может работать с флэшкой, но денег на это никто не даст и оборудование устаревает дальше.

В частных детских садах проблемы те же, но кроме того к ним добавляется «дискриминация» частных учреждений.

«Неравные права идут у государственных и частных учреждений, - рассказывает Татьяна Поздеева. - Нет подушевого финансирования в частных учреждениях. В муниципальных садах компенсируют затраты на коммунальные услуги, у нас – нет. И присмотр и уход идет за счет родителей. Родительская плата в разы дороже становятся. И частные детские сады закрываются».

Частные детские сады сами оплачивают и коммунальные услуги, и арендную плату, и курсы повышения квалификации. Местные органы им не помогают, при том, что бюджеты на это есть.

Поэтому сокращение частных учреждений идет очень значительное.

Все эти проблемы надо решать как можно быстрее, и чтобы помочь с этим региональным руководителям, портал «Управление Образованием» собирается провести «Всероссийский практический семинар для руководителей дошкольных учреждений», на котором мы постараемся дать ответы на все эти вопросы.

Перейти на страницу мероприятия.


Новости по теме



Copyright 2014-2015