Ассоциация руководителей образовательных организаций


utmagazine.ru

Что такое маркетинг в образовании? Бесплатный вебинар.

Подробнее о практике применения маркетинга в образовании вы сможете узнать на бесплатном вебинаре «Особенности маркетинга образовательных учреждений и роль новых медиа». Проведет семинар генеральный директор и управляющий партнер Paper Planes Consulting Agency Илья Балахнин.
14 июля 2015

Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги, но в последнее время к ним относят и идеи. В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом. Особую популярность в последнее время играет маркетинг в образовании.

Маркетинг в сфере образования делится на:

  1. Маркетинг территорий: для обучающихся и их родителей немаловажно расположение учебного заведения и его территориальные возможности (наличие игровых площадок, стадионов, площадей, входящих в территорию).
  2. Маркетинг организации: престиж самого объекта. Его история, знаменитости, закончившие это заведение, годы работы, его упоминаемость в прессе.
  3. Маркетинг личностей: информация о статусе преподавателей и руководителей учреждения. Награды, цититуемость в СМИ, научные работы, научные степени и т.д.
  4. Маркетинг товаров: учебное оборудование, аппаратура, товары - продукты практической деятельности образовательного учреждения, его персонала и обучающихся

Каждая из этих разновидностей маркетинга требует особых подходов. Но не стоит забывать, что в первую очередь объект продажи – это образовательные услуги.

Услуги, в отличие от товара, не пощупать, не проверить, приходится проверять все на своем опыте. Но привлечь к ним, однако, возможно. В образовании это можно делать с помощью открытых учебных планов и программ, информации о методах, формах и условиях оказания услуг, а также с помощью сертификатов, лицензий, дипломов.

Большое значение в этой сфере маркетинга играют работники заведения и их «имидж». Любимые учителя – вот, что запоминается, проходит через годы. Общительный, дружелюбный, креативный педагог способен перевернуть взгляд класса на предмет, заинтересовать им всех. Поэтому все перемены в педагогическом составе могут вызвать коренные изменения в работе учреждения и сказаться на спросе.

Услуга – это специфический товар. Качество услуги не может быть константой. Усталость и настроение могут сыграть свою роль. Это стоит учитывать, также как и то, что нельзя ставить педагога в жесткие рамки и требовать с него постоянного результата.

Собственно образовательные услуги часто дополняются сопутствующими услугами, передачей материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а также помещений и территорий, в т.ч. - для научных парков, как например, при МГУ).

Вместе с образовательными услугами (или самостоятельно) реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений - изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, другие инновационные услуги и продукты, а также товарная символика производителей подобных услуг - наименования, логотипы, товарные знаки и т.п.

Перспективен маркетинг научных и учебных школ, личностей выдающихся ученых и педагогов, преподавателей. В этом случае он может тесно сливаться с маркетингом идей или педагогических технологий, например, школы Вальдорфской педагогики, системы Монтессори, развивающего обучения и т.п.

Крупные образовательные учреждения также активно проводят маркетинг организаций, создаваемых при них или с их участием, включая совместные предприятия, технополисы и т.д. Объектами маркетинга становятся также услуги гостиниц, общежитий, предприятий питания при учебных заведениях, услуги их спортивных и оздоровительных центров и др.

Балахнин Илья


Генеральный директор и управляющий партнер Paper Planes Consulting Agency, бизнес-тренер. На протяжении 8 лет Илья остается одним из самых востребованных стратегов в области новых медиа.
Посмотреть подробный профиль



Copyright 2014-2015