Ассоциация руководителей образовательных организаций


ria.ru

Есть ли в образовании место для конкуренции?

Глава Правительства РФ поручил Минобрнауки РФ и другим министерствам разработать план мероприятий по отходу от государственной монополии в социальных отраслях. Эксперт Ассоциации руководителей образовательных организаций поделилась собственным мнением по поводу необходимости этих действий. 
07 ноября 2016

Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился, чтобы ведомства, в том числе и Минобрнауки России, подготовили «дорожные карты» по повышению конкуренции в сферах, которые они курируют. Отчитаться министерства должны будут к 1 марта 2017 года.

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ранее рассказывал, что необходимо ликвидировать государственную монополию, которая царит во многих социальных отраслях, например, в образовании и здравоохранении. Он пояснил, что необходимо развивать процессы приватизации, стимулировать конкуренцию, и это благополучно скажется на состоянии российской экономики.

Эксперт АРОО Лилия Климентовна Раицкая, д.пед.н., к.э.н., действительный член (академик) Российской академии естественных наук, советник ректора МГИМО МИД России, подробно прокомментировала возможность развития конкуренции в образовании.

Лилия Климентовна рассказала о своём негативном отношении к тому, что сейчас образование всё чаще ассоциируется со сферой услуг. Она обратила особое внимание на то, что главной миссией образовательной работы должны оставаться воспитание и взращивание человека, транслирование ему моральных ценностей общества.

«Этот прагматический американский подход, который сейчас есть везде, вряд ли сможет привести к тому, что то качество образования, которым мы гордились десятилетиями, одна из сильнейших школ (от среднего и до высшего образования) и достижения науки сохранятся. Сейчас мы всё это утрачиваем. С моей точки зрения как педагога, основной компонент в образовании — это воспитательный, ценностный, связанный с моралью в самом высшем ее понимании. Именно это развивает личность, а только развитая личность становится высококлассным специалистом, конкурентоспособным и востребованным обществом и экономикой. Если работать над этим, то наша страна будет иметь высочайшие конкурентные позиции во всём, включая образование», — поделилась своим мнением Лилия Климентовна.

Эксперт уверена, что именно правильная мотивация позволит добиваться с помощью образования появления высококвалифицированных специалистов, которые и выведут экономику на новый уровень.

«Мне кажется, что безусловная и неограниченная конкуренция неблагоприятно скажется на сфере образования. У разных учебных заведений есть разный потенциал, в том числе рыночный, собственные социальные связи, конкуренция не исключает использование нечестных методов. Более того, это её суть: в экономической конкуренции “все средства хороши”. И как определить, что можно, а что нельзя в образовании? А любой запрет ограничивает и конкуренцию, отсюда возникает вопрос — как этот механизм будет работать? Нельзя пожертвовать всем ради цифровых показателей. В образовании надо тратиться на неэффективные вещи, потому что человеческий капитал вообще нерентабелен на первом этапе. Мы вкладываем “в человека” невероятно много, но отдачи сразу получить нельзя. У нас есть стратегическая задача — вырастить человека и личность. И важно именно это. Конкуренция при решении такой задачи — вещь опасная», — считает эксперт.

В то же время Лилия Климентовна отметила, что, конечно, необязательно во всём отходить от идеи конкуренции, ведь в образовании есть такие области, где можно «безболезненно» соревноваться, и это не помешает воспитательному и образовательному процессу. Она привела в пример ситуацию в Советском Союзе, когда существовала негласная конкуренция между школами: родители стремились отдать своих детей в те учебные заведения, где было больше победителей олимпиад, где был высокий процент поступлений выпускников в высшие учебные заведения. Эксперт также сравнила конкуренцию с эффективным контрактом — она тоже должна быть инструментом, который подтягивает слабые аспекты и стимулирует не особо активные. Однако она опасается того, что в подобном случае (если конкуренция всё-таки будет развита в некоторых сегментах обучения) будут перегибы, и пострадает образовательный процесс в целом.

«Я говорю не как экономист, а как педагог: образовательная система не может быть такой гибкой, быстро перестраивающейся, какой она сейчас является. Мы очень многое теряем — наработки и достижения многих десятилетий. Чтобы вырастить человека, уходит более 10 лет школы (это мы ещё не учли детский сад) и 4–6 лет вуза. Это практически 20 лет, и, если мы постоянно будем что-то менять, получается, что, заложив что-то в начале, стремясь выполнить определённые задачи, мы меняем правила игры и полностью утрачиваем чувство цели. В итоге у маленького человека нет ориентиров, так как они постоянно меняются, и ребёнок очень тонко реагирует на всё», — уверена Лилия Климентовна. По её мнению, это порождает замкнутый круг: все огрехи в воспитании и школьном образовании сказываются на студентах, которые личностно и профессионально дезориентированы, а в результате работать приходят слабые профессионалы, а экономические проблемы — следствие этого.

«Система образования не должна меняться так, как она меняется сейчас. Все, кто работает в образовании профессионально, об этом знают. К сожалению, решения у нас принимают, в том числе, и менеджеры, то есть управленческий персонал, далёкий от понимания сущности образовательного процесса. Они, может быть, не учитывают специфику: учебная сфера — это не производство, не экономика, это немного другое», — резюмировала эксперт.

При подготовке материала использовалась статья с сайта ria.ru.

Статью подготовили Мария Сотникова и Анна Донцова.

Раицкая Лилия Климентовна


Доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, доцент, академик Российской академии естественных наук, советник ректора Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Посмотреть подробный профиль


Полезные книги



Copyright 2014-2015