Главная НовостиИнна Карпенкова: «Тьюторов в школах должно быть не меньше, чем учителей по математике»


Инна Карпенкова

Инна Карпенкова: «Тьюторов в школах должно быть не меньше, чем учителей по математике»

Свой первый тьюторский опыт героиня нашего интервью получила еще 12 лет назад, когда ее попросили сопровождать девочку со сложностями в поведении. Сегодня Инна Вячеславовна член тьюторской ассоциации, а также автор пособия «Тьютор в инклюзивной школе».

17.09.18

Тьюторство как явление в России существует с незапамятных времен. Но лишь 25 лет назад оно оформилось в современное направление наставничества и индивидуальной помощи в образовании. Важно, что  тьюторы работают и с обычными детьми, а не только с особенными. Однако, работа с особыми детьми имеет свою специфику.

 

- Каким образом тьютор помогает ребенку освоить  школьную программу?

-  Не только школьную, когда я впервые  взялась сопровождать ребенка, пришлось применять не только навыки коррекционного педагога (мое основное образование), но и решать задачи психолога, социального педагога. Вспомнить медицину, конфликтологию и даже нейролингвистическое программирование. Тьютору необходимы междисциплинарные компетенции, так как наша задача состоит не только в помощи обучению, но и в развитии навыков коммуникации, ориентации в образовательной среде. Школа- это не только место, где ребенок получает образование, но и где он учится жить. Я не устаю приводить в пример историю зарубежной коллеги. Там где она преподавала, училась девочка, передвигавшаяся в инвалидной коляске. У нее были красивые длинные волосы. И все одноклассники выстраивались в очередь за право расчесать ее. С точки зрения гуманных ценностей этот ребенок научился принимать помощь от других людей и понимать, что он не один. А её одноклассники научились заботе и уходу. Девочка с радостью приходила в школу, ей нравилось общаться с другими детьми, а детям с ней.

- То есть тьютор помогает ребенку и общий язык со сверстниками найти?

- Конечно. Со своей первой воспитанницей я поначалу ходила в обнимку, защищая тем самым других детей от ее поведения: она была агрессивна. Постепенно, когда она начала вести себя по-другому, возможности контактов с другими детьми стало больше. 

В случае со вторым ребенком, у которого было расстройство аутистического спектра, ситуация была иная. Он ни с кем общаться не стремился, хотя ему и хотелось общаться со сверстниками, но его все пугало. А дети подходили и спрашивали: «Он не заразный? Почему он так себя ведет?». Я отвечала: «Нет, не заразный, просто он пока не знает, как и что лучше сделать». Он даже мяч не умел кидать. Мы организовывали игры, чтобы научить его. И первое время я его руками кидала, потом постепенно убирала помощь и, в конце концов, ребенок, глядя на остальных, начал кидать мяч сам. 

У тьютора особая позиция, которую можно определить как создание индивидуального маршрута в образовании и сопровождение по нему ребенка.

- Во время школьных занятий тьютор находится рядом с ребенком?

- Если ребенку без тьютора находиться на уроке сложно, значит, тьютор будет рядом. При этом ребенку нужно учиться самостоятельности, он должен освоить те образовательные ресурсы, которые предлагает ему среда. Бывает, что дети достаточно хорошо учатся и не нуждаются в специалисте во время уроков, тогда в задачи тьютора входит разработка индивидуального образовательного маршрута. 

- Программу, по которой учится ребенок с ОВЗ в школе, составляет тьютор?

- Если ребенок с ОВЗ идет в школу с документами через пмпк, то, как правило, ему рекомендуют адаптированную общеобразовательную программу. Эти программы уже готовы, они рассчитаны на разные особенности детей, каждой из которых присвоен свой номер. При знакомстве тьютора с ребенком, он выявляет его особенности, интересы и через них выстраивает  индивидуальную программу. Бывает и такое: ребенок два дня поучился, а на третий уже не тянет. Тогда школьным консилиумом принимается решение о его отдыхе. Правда, в этом случае необходимо решить, как он будет догонять программу. Может, его будут учить по скайпу, может это будет индивидуальное обучение или он просто будет брать уроки на дом. Все эти нюансы прописываются в индивидуальном учебном плане, который и составляется тьютором. Но через какое-то время может выясниться, что ребенку так понравилось в школе, что он может и пять дней выдержать. Соответственно, этот план закрывается и пишется новый. 

- Как сегодня школы выстраивают коммуникацию с тьютором? Готовы ли педагоги и руководители школ к этому?

- По-разному, но многие учителя, которые работают в классе с тьютором, уже понимают, какое это благо. Ведь ребенку с особенностями развития часто трудно высидеть урок полностью, он перегружается, ему нужно выйти из класса. В это время учитель не может бросить класс и уделять внимание только этому ребенку. Когда рядом есть тьютор, все становится проще. При этом ребенка необходимо научить отпрашиваться из класса у учителя, а не у тьютора. Бывает так, что учитель, объясняя задание для ребенка, смотрит на тьютора – это неверно. Ученик должен понимать, что самый главный в классе учитель. А тьютор подключается лишь в том случае если ребенок теряется. Например, преподаватель говорит: «Откройте учебник». А ребенку непонятно: он плохо слышит. Тьютор в это время показывает своему воспитаннику карточку с открытым учебником. Учитель называет страницу- тьютор быстро пишет её, если ранее было выявлено, что ребёнок хорошо понимает написанные на бумаге цифры. 

- А как обычные дети реагируют на присутствие еще одного взрослого в классе?

- Если это начальная школа, то детям объясняют, что в классе есть, Татьяна Константиновна, которая будет помогать Васе Иванову. Если кто-то удивляется: «А почему она ему помогает, а я сам должен делать?» Тогда тьютор и педагог должны найти правильные ответы. Можно посоветоваться с психологом. Но суть ответов должна быть одна: «Пока Васе сложно справляться. Когда Вася научится все делать сам, я пойду кому-то еще помогать. Могу и тебе помочь, но ты хорошо сам справляешься. Если не справишься, то спрашивай». Тьютор  не решает задачи за ребенка, он дает рекомендации. 

- Найти тьютора для ребенка это забота родителей или школы?

- Раньше эта проблема ложилась на плечи родителей, но ситуация изменилась. Если по заключению медико-психологической комиссии ребенку рекомендовано сопровождение тьютора, то школа обязана предоставить такого специалиста. Однако, найти его не так просто. Школы решают эту проблему по-разному. Бывает, что учителя, у которых не хватает часов по нагрузке, соглашаются переквалифицироваться в тьютора, окончив экспресс-курсы. По сути дела, они становятся ассистентами учителя. Но здесь важно помнить, что тьютор должен выполнять иной функционал. Бывает и так, что, не найдя специалиста, родители помогают ребенку во время занятий. Не самая лучшая ситуация, но лучше так, чем совсем никак.

- Вопрос: «Где взять тьютора?» сегодня довольно сильно пугает школы? А тут получается все не так страшно…

- Главное желание и понимание процесса. Сегодня есть магистратура, где можно обучиться профессии, а в следующем году сразу два ВУЗа МГППУ и МГПУ открывают магистерские программы «Тьюторство в инклюзивном образовании». 

- Понятно, что если тьютора нанимает школа, то она же его и оформляет в штат. А как быть, если ребенок пришел уже со своим наставником, которого ему подобрали родители?

- Если родители самостоятельно нашли своему ребенку специалиста, то школа составляет локальный акт, и специалист работает по договору. Как только этот ребенок выпускается из школы, договор может быть расторгнут. 

- Но это все разговоры про опыт в Москве. А как быть школам в регионах? 

- У школ в регионах на самом деле больше возможностей, чем у тех же московских или питерских. Ведь многие грантовые программы нацелены именно на регионы. Важно проявить творческий подход, выбрать наиболее выгодный конкурс для той или иной школы и правильно оформить заявку и подать документы. Это может быть грант на обучение тьютора или на обеспечение его заработный платы. Детей с ОВЗ становится все больше, как и потребность в тьюторах растет. Думаю, таких специалистов в школах должно быть не меньше, чем учителей по математике, к примеру. 

 - Можете назвать регионы, которые активно используют тьюторскую поддержку?

- Я могу выделить Республику Чувашию. Там есть институт повышения квалификации, который на базе летнего лагеря готовит тьюторов. Они использовали грант фонда Рыбакова. В Нижегородской области в городе Бор одна из школ эффективно взаимодействуют с тьюторами. Они организовали ресурсный класс. 

- Вы ездите по регионам как супервизор и лектор. Какие основные ошибки Вы можете выделить среди тьюторов? 

 

- Я бы сказала только о неверном понимании тьюторской деятельности. На данный момент такой крен идет: тьютор - это помощник учителя, он должен объяснять материал. 

А на самом деле важно, чтобы тьютор был в контакте с родителями, понимал, какой образовательный путь у ребенка был вчера, и будет завтра, постоянно его анализировал и не принимал решения за ребенка. И в то же время, чтобы ребенок чувствовал, что тьютор с ним советуется и вытаскивает его на выбор. Вот тогда это будет действительно тьюторская позиция. А у администрации школ пока этого понимания нет. 

Новое видео в базе знаний

Основы реализации дополнительных общеобразовательных программ
Борис Куприянов

Просмотр ( 1:04:42)
Актуальность и востребованность программ, оценка методической грамотности авторов
Борис Куприянов

Просмотр ( 1:12:37)
Соблюдение общеобразовательными организациями требований, установленных законодательством
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:43:35)
Обзор изменений в налоговом законодательстве 2018-2019
Алексей Фролов

Просмотр ( 1:12:43)
Обновленный закон о бухучете и новые федеральные стандарты БУ
Алексей Фролов

Просмотр ( 1:05:57)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru


copyright 2018
'