Ассоциация руководителей образовательных организаций


mamapapa51.ru

Исследование TALIS: проблемы директоров

Ученые подвели итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают.
26 мая 2015

В опросе участвовали директора 200 российских школ, которые анонимно заполняли анкеты через интернет. Вопросы анкеты касались убеждений и условий работы. Составителей анкеты также интересовала подготовка в вузах и профессиональное развитие, в котором они участвовали или в котором они заинтересованы.

Оказалось, что, хотя почти все директора прошли специальную управленческую подготовку, почти две трети из них занималось этим уже после вступления в должность, и возможно, на первых порах совершали ошибки. Здесь российской системе образования мог бы пригодиться зарубежный опыт, полагают исследователи.

«В большинстве других стран кадровый резерв начинают готовить заранее. В Сингапуре и Южной Корее, которые демонстрируют высокие образовательные результаты школьников в международных исследованиях, почти три четверти директоров проходят серьезную подготовку перед назначением на пост», — рассказала Елена Ленская.

Эксперты также отметили, что у российских директоров больше, чем у их зарубежных коллег, рабочего времени уходит на административную деятельность (свыше 50%), и у них остается мало времени на работу с учителями, родителями и учениками.

В то же время условия работы российского директора школы в целом улучшились. Директора по-прежнему отмечают, что им не хватает ресурсов, но дефицит за последние годы снизился. Уже мало кто жалуется на нехватку компьютеров или учебников. Процент тех, кто жалуется на нехватку квалифицированных учителей, тоже снизился.

«Правда, наши директора не испытывают дефицита и во вспомогательном персонале. Возможно, они не очень понимают, о каком персонале идет речь, в то время как во многих странах в школах работают помощники учителя, и директора школ стремятся получить побольше таких помощников», — отметила Елена Ленская.

Исследователи также выяснили, что российские директора больше своих зарубежных коллег склонны к личному управлению школой. Сегодня почти во всех российских школах появились управленческие команды, а в 85% школ есть уже и управляющие советы. Здесь Россия находится в числе мировых лидеров. Но эти команды и советы пока не заработали в полную силу, утверждают исследователи.

Около 40% директоров школ, участвовавших в опросе, заявили, что все важные решения они принимают  лично. Очевидно, им не так-то просто отказаться от следования традициям, сложившимся за многие десятилетия, и пройдет немало времени, прежде чем практика делегирования управленческих решений прочно войдет в школьный обиход.

«Результаты исследования помогут определить, в какой помощи нуждаются учителя и директора школ, что нужно делать, чтобы получить серьезное улучшение качества преподавательских кадров и повысить эффективность работы педагогов», — резюмировала Марина Пинская.



Источник: Анна Курская, РИА Новости

Новости по теме



Copyright 2014-2015