Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиКак меняется современное образование? Рассказывает заслуженный учитель России Евгений Ямбург.


Как меняется современное образование? Рассказывает заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

Евгений Ямбург - о зарплатах учителей, "цифровых" школах и "образовательном спаме"

06.03.20

Повышать зарплату и квалификацию

 Многие учителя получают сегодня по 15-20 тысяч рублей со всеми надбавками. Разве это справедливо? Педагог должен жить достойно, это очевидно, считает Евгений Ямбург.

Зарплаты, материальная база школы - фундамент, без которого ничего в образовании не построить. Но вместе с тем есть мировой опыт, который говорит: само по себе повышение зарплат никакого нового качества образования не дает.

- Это все равно что бросать золото в море и потом ждать приплода рыбы, - рассказал он. - Нужно повышать не только зарплаты, но и квалификацию. Современному педагогу нужны такие компетенции, которым раньше его никто и никогда не учил.

Например, у одного ребенка может быть синдром дефицита внимания и гиперактивности, у другого - имплант в ухе, а третий - вообще на коляске. И все эти ребята могут оказаться у тебя в классе. Еще одна новая квалификация - учить детей, для которых русский язык - не родной.

- Главная же компетенция педагога - учиться самому, учиться постоянно. Потому что никакие гаджеты и роботы за тебя твою работу не сделают, - уверен Ямбург.

О "цифровых" перекосах в школе

Школа стремительно погружается в "цифру". Уже есть же автоматические системы для рассылки домашних заданий, интерактивные доски. В московских школах маленькие дети уже работают с 3D-ручками, у них есть роботы.

- Все это замечательно, - говорит Евгений Ямбург. - Но нельзя этими досками подменять живое общение с ребенком. Несколько лет назад я попал на открытый урок конкурса "Учитель года". Педагог - молодая девушка - рассказывала ребятам про Лермонтова. У нее на "цифровой" доске Лермонтов изображен и в фас, и в профиль, и вся подробная презентация со схемами и тенденциями в творчестве… Я встал и вышел. Она закончила занятие, робко спрашивает: "Евгений Александрович, вижу, вам не понравилось?" Отвечаю: "Я вашему уроку придумал девиз: "Ночь тиха. Пустыня внемлет богу. И доска с доскою говорит…" Цитата почти по Лермонтову. Такие "цифровые" перекосы крайне опасны. Я бы на этом уроке свечу зажег! И читал бы детям стихи при свечах, потому что у них потерян вкус к слову.

Кто они - "цифровые" учителя?

Ипри всем при том Евгений Ямбург в корне отвергает мифы о современном поколении. Не важно, учителя это, дети или родители. В любое время есть культурные и хорошо воспитанные люди. Но есть и те, кто зря пошел в эту профессию… Однажды в школу № 109 приходит наниматься молодое дарование - айтишник, который владеет цифровыми компетенциями. Он школе очень нужен: открывается программа по подготовке юных программистов.

- Вскользь спрашиваю: "Как вы относитесь к Антону Павловичу Чехову?" И получаю поразительно честный ответ: "Слышал о нем много хорошего". Этому учителю было 23 года. И что самое важное - я все равно взял его на работу и подарил "Каштанку", - вспоминает Евгений Ямбург. - Парень отнесся с юмором, прошел проверку на адекватность. Значит, не безнадежен - он обязательно будет у нас в школе читать. А когда станет классным руководителем, начнет еще и участвовать в наших театральных фестивалях. И помимо роботов, гаджетов сам будет ставить постановки. У нас все классные руководители еще и немного режиссеры.

Что делать с двоечниками?

Российские школьники берут золотые медали на всех олимпиадах. Но вместе с тем, по данным международных исследований, в России примерно 20 процентов неуспевающих ребят. Тех, кто не может осилить школьную программу…

- Вот это сладостное внимание к интеллектуальной элите и забвение всей остальной массы детей - проблема уже государственной безопасности. Почему-то многие школы не понимают, что главная задача - не занимать топовые места во всевозможных рейтингах, а помочь каждому ребенку. Выучить его, помочь найти свое место в жизни, - говорит Евгений Ямбург. - Я много езжу по стране. Приезжаю в город "Х" с населением 150 тысяч человек - у них целых пять гимназий. Ощущение, что они согнали туда всех мало-мальски нормальных учеников. Но все эти ребята после 11-го класса уедут из маленького городка. И с кем местные чиновники останутся? С теми, кого они во имя рейтингов считали "образовательным спамом"?

По словам педагога, неуспевающим детям нужно мощное психолого-педагогическое сопровождение, нужны не только психологи, но и дефектологи, логопеды, социальные педагоги... А на этом у нас экономили долгие годы.

Про школьные программы и учебники

Родители жалуются: "Почему ребенка на географии заставляют зубрить все 15 течений Атлантического океана и все 10 - Индийского? Он же забудет все это через год…" Евгений Ямбург поясняет, что следует разделять вещи, которые нужно знать железно, и то, что дается для общего развития. Но если учитель заставляет ребенка зубрить абсолютно все, что написано в учебнике, это говорит о его непрофессионализме или неопытности.

- Мы сегодня даем метапредметные задания, проводим перевернутые уроки. Например, второклашки делятся на две команды: редакторов и корректоров. Они делают потрясающий проект, распределяют роли и так изучают русский язык, - говорит Евгений Ямбург. - Мы проводим открытые уроки для родителей. Потом они у нас вместе с детьми снимают потрясающие мультфильмы, помогают в театральных постановках. Появляется детско-взрослое сообщество.

Травля в школе: кто виноват и что делать?

Школьные конфликты вышли сегодня на новый "цифровой" уровень. Один из последних случаев. Парень сидит на задней парте и слушает музыку в наушниках. Учительница срывает, ломает наушник, восьмиклассник отмахивается, начинает буянить. Появляется аутоагрессия, ребенок вредит сам себе и всем вокруг. Одноклассники все это снимают на смартфоны.

- Мне стыдно на все это смотреть. Я работаю в школе почти полвека, но защищать этого педагога не могу. Вся ситуация - следствие полнейшего непрофессионализма. Вот учитель сорвала наушник - она что, думала, ребенок физику освоит после этого? Да ни за что: зона ближайшего развития у таких трудных ребят очень небольшая. Но даже с ними есть возможность работать, - рассуждает Евгений Ямбург. - Надо искать "экологические ниши" для ребенка, гасить эту агрессию, всячески поощрять учеников там, где они могут быть сильны. Все опять упирается в вопрос квалификации педагога: да, контингент стал очень сложный, неоднородный. И это значит, что учителю сегодня мало быть просто преподавателем истории, математики, биологии. Нужно быть немного и психологом-практиком, и культурологом, и разбираться в возрастной физиологии.

 

Источник: Prodlenka

Новое видео в базе знаний

Инклюзивное образование детей в дошкольной образовательной организации: создание специальных условий
Людмила Щербина
Просмотр (1:20:41)
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в детском сообществе
Людмила Щербина
Просмотр (1:02:43)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018