Ассоциация руководителей образовательных организаций


истра-адм.рф

Работа над устранением проблем инклюзивного образования активно ведётся в России

В последнее время общественные деятели активно работают над устранением проблем инклюзивного образования и его внедрением, о чём свидетельствует большое количество появляющихся новостей, доказывающих повышенное внимание к этой теме, и лозунг актуального п
04 декабря 2015

Проблемы инклюзивного образования в школах и детских садах

На официальном сайте «Единой России» сообщается, что общественно-партийный контроль на этапе проектировки школ по новой правительственной программе распространится на составляющую инклюзивного образования, реконструкция уже построенных школ будет вестись с учётом результатов партийного мониторинга доступности школьной среды.

Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев, руководитель партпроекта «Единая страна — доступная среда» считает, что проектировать школы нужно с учётом потребностей детей-инвалидов. Об этом Терентьев заявил в ходе селекторного совещания с региональными представителями 23 ноября.

«Единая Россия» будет отслеживать, чтобы новые школы в полной мере учли комплексный подход по доступности среды для учеников с ограниченными возможностями здоровья. В том числе средства будут направлены «на переоборудование и адаптацию уже построенных школ», уточнил депутат.

Чтобы понять степень доступности школ для детей-инвалидов, партийный проект «Единая страна — доступная среда» провёл специальный мониторинг.

Необходимость мониторинга, по словам Терентьева, была обусловлена тем, что обучение людей с инвалидностью — это непростой образовательный процесс, который требует тщательной проработки всех его этапов. «Мы стремимся реализовать принципы инклюзивного образования, но чтобы их достичь, надо очень много работать», — подчеркнул он.

В ходе селекторного совещания Михаил Терентьев рассказал о нарушениях, выявленных в региональных школах при оборудовании доступной среды. Своеобразная презентация была призвана послужить уроком для представителей регионов, чтобы наглядно можно было увидеть чужие ошибки и избежать их на своей территории в будущем.

Одним из самых частых нарушений стали неправильно установленные пандусы и тактильная плитка для слабовидящих. Также было выявлено, что в 58 % школ, участвовавших в мониторинге, либо есть проблемы со стоянкой, либо стоянка отсутствует вовсе. Лифты есть только в 1 % обследованных школ, следовательно, в остальных дети с проблемами опорно-двигательного аппарата не могут передвигаться по этажам. Кроме того, не все двери оснащены доводчиками. В тоже время, Терентьев подчеркнул, что пандусы имеются в 61 % школ, о чём «какое-то время назад нельзя было даже мечтать».

Парламентарий отметил также, что по результатам мониторинга «наблюдается стремление сделать доступными большее количество школ, не уделяя должного внимания качеству работ», — отметил он.

«Что делать с действующими школами? Мне кажется, по итогам мониторинга можно сделать такой вывод: при формировании градостроительной концепции полностью доступных школ необходимо консультироваться с общественными организациями, занимающимися проблемами инвалидов, привлекать специалистов к адаптации школ. Комплексный подход требуется для создания и адаптации школ и, мне кажется, важно на стадии проектирования и строительства думать о том, чтобы и типовой проект был доступен для людей с инвалидностью», — отметил депутат.

В завершении совещания Терентьев отметил регионы, наиболее активно участвовавшие в проведении мониторинга. Среди них были названы Башкирия, Марий-Эл, Карелия, Татарстан, Алтайский край, Московская и Вологодская области.

Например, школы Московской области подтвердили готовность к обучению детей с ОВЗ. К такому заключению пришла экспертная группа по итогам мониторинга.

Всего было проверено 145 школ и один детский сад, где в 2013 — 2014 гг. создана универсальная безбарьерная среда для образования детей-инвалидов, сообщила в понедельник, 23 ноября, заместитель председателя Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов Светлана Терёхина в ходе селекторного совещания в рамках партпроекта «Единая страна — доступная среда».

Она отметила, что в ходе мониторинга внимание уделялось и наличию специальных маркировок, табличек, пиктограмм и других элементов, необходимых для передвижения и обучения. Выявилось, что закупленное оборудование практически во всех школах используется по назначению и находится в рабочем состоянии.

Но иногда встречается и несоблюдение установок «Доступной среды». Например, в городском округе Королёв в школе №13 отсутствует поручень на пандусе, ступеньки главного входа не выделены ярким цветом. В МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей отсутствует пандус и кнопки вызова персонала», — привела пример Терёхина. В ряде образовательных учреждений, по её словам, необходимо покрасить ступени лестниц в жёлтый цвет, на двери приклеить жёлтые кружки и ленты для слабовидящих детей.

«В целом эксперты отметили, что все мероприятия по оснащению школ необходимым оборудованием выполнены согласно плану. Входы в здания оснащены специализированными парковками, пандусами с поручнями, яркой маркировкой на ступенях и дверях. Помещения, в том числе санитарные узлы, оформлены с учётом всех возможных потребностей посетителей для визуального, слухового и тактильного восприятия. На случай, если всё же человеку с ограниченными возможностями необходима помощь, здания оснащены беспроводной системой вызова персонала», — заключила она.По мнению участников мониторинга, те изменения, которые были произведены в ряде подмосковных школ в процессе реализации программы «Доступная среда», позволяют повысить качество образовательного процесса и создают комфортные условия для обучения детей с ограниченными возможностями.


Проблемы инклюзивного профессионального образования

Проблемы инклюзивного профобразования обсудили в Российском государственном социальном университете, сообщила на прошлой неделе «Российская газета».

В рамках международной конференции по инклюзивному профобразованию было отмечено, что к 2020 году 70 % колледжей и техникумов должны быть готовы учить студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. На сегодняший день таких учебных заведений мало. По статистике лишь 60 % колледжей и техникумов имеют сейчас всего по одному студенту-инвалиду. В основном, инвалиды могут получить профессию только в тех учебных заведениях, которые когда-то были спецучилищами для особых детей. Сейчас они, как правило, объединены с обычными колледжами.

Директор сысертского техникума «Родник» Григорий Мельников рассказал: «У нас соотношение 50 на 50. Есть студенты с нарушением слуха, зрения, колясочники. Даём учащимся профессии повара, тракториста. Если это инвалиды, то предлагаем специальности, связанные с компьютерными технологиями. И, как бы мы ни старались, не можем соответствовать требованиям по доступной среде. Есть сложности с медицинским обслуживанием, психолого-педагогическим сопровождением».

Например, в штатном расписании техникума исходя из числа студентов должно быть предусмотрено всего полставки психолога и полставки педагога. «Кто согласится на такие условия?», — возмущается директор. В результате у него педагог-психолог работает на полную ставку. Также очевидны проблемы с медицинским оборудованием. Например, сертификация такого прибора как ростометр стоит дороже, чем покупка нового.

«Мы нерентабельный техникум. Надо больше 1000 студентов, а у меня только 300», — поясняет Григорий Мельников. При этом понятно, что обучение особенных студентов почти что индивидуальное. Больше всего проблем с теми, кто в школе учился на дому. По словам директора, таким даже разрешают жить в общежитии вместе с родителями. 

Директорам не ясно, как рассчитывать плату преподавателей в инклюзивных колледжах, сколько тьюторов и сурдопереводчиков брать на работу, сколько преподавателей физкультуры должно быть в инклюзивной группе, где есть и слабовидящие, и слабо слышащие, и колясочники, и здоровые студенты, какими должны быть учебники для среднего профобразования.

«Российская газета» подчёркивает, что и требования при оценивании таких колледжей и техникумов тоже надо менять. К примеру, сейчас во всех мониторингах учитывается трудоустройство выпускников. По словам директоров, в первый год после окончания учёбы работу мало кто находит. В регионах есть программы поддержки инвалидов, в том числе создания для них рабочих мест. Но даже если индивидуальный предприниматель и готов взять такого выпускника, по правилам он должен быть собственником помещения. А практически все предприниматели — арендаторы.

Некоторые регионы, не дожидаясь указаний сверху, сами проявляют инициативу и решают, как будут работать инклюзивные колледжи. В Санкт-Петербурге, например, разработали нормативы для общежитий: на 50 студентов обязательно должен быть дежурный педагог. 95 % регионов оставляют выпускникам школ всю аппаратуру для дистанционного обучения, если те идут в колледжи или техникумы. В Свердловской области разработали восемь примерных образовательных программ для студентов с разными заболеваниями.

С января 2017 года вступит в силу новый стандарт для педагогов среднего профобразования и эксперты надеются, что в вузах будут давать основы знаний коррекционной педагогики. При этом все преподаватели колледжей согласны с тем, что все остальные сотрудники колледжей тоже должны пройти курсы повышения квалификации.

Источники: Российская газета, официальный сайт партии «Единая Россия», er.ru



Copyright 2014-2015