Ассоциация руководителей образовательных организаций


Доступная среда

14 декабря 2014

8 и 9 декабря 2014 г. в Северо-Кавказском федеральном университете при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Федеральной программы “Доступная среда” прошел всероссийский научно-практический семинар “Создание доступной среды в инклюзивной образовательной организации”, ориентированный на руководящих и педагогических работников образовательных учреждений.

Целью семинара было формирование у участников мероприятия представлений о научно-методическом обеспечении, организационных подходах и практическом опыте создания доступной среды в инклюзивных образовательных организациях.

Всего в работе семинара приняли участие 240 педагогов, ученых, психологов и дефектологов из 36 регионов России. В течение двух дней они обсуждали сущность и определение безбарьерной среды – то, какой она должна быть в учебных учреждениях, а также – самое главное – вопрос подготовки педагогов к работе с особенными детьми. На пленарном заседании, прошедшем в первый день мероприятия, участники прослушали доклады представителей Министерства образования и молодёжной политики и Министерства труда и социальной защиты Ставропольского края, посвященные проблеме обучения и развития детей-инвалидов в регионе, а ведущие педагоги вузов страны рассказали о системе обучения студентов дефектологических отделений. Второй день семинара был отведет под работу практических секций, организованных на базе инклюзивных детских учреждений Ставрополя.

На семинаре также состоялась выставка “Современные технические приспособления для внедрения принципов универсального дизайна в повседневную жизнь”, организованная кисловодским филиалом ООО “Центр слуха и речи Верботон-М+”. На выставке представили инновационное оборудование, необходимое для создания доступной среды.

Пленарное заседание семинара началось с выступления первого проректора СКФУ Дмитрия Сумского, который рассказал о программе сетевого взаимодействия федеральных университетов. Запуск программы в СКФУ запланирован на начало следующего учебного года. В сетевой дефектологической программе вместе с СКФУ также примут участие Южный федеральный и Северный (Арктический) федеральный университеты.

По мнению декана дефектологического факультета МГГУ имени Шолохова Ильи Евтушенко, Северо-Кавказский федеральный округ является одним из ведущих регионов в развитии доступной среды, и немаловажную роль в этом процессе играет СКФУ. Ректор СКФУ Алина Афакоевна Левитская многое делает для оказания помощи лицам с инвалидностью, из чего можно сделать вывод – университет движется в правильном направлении. “Для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья крайне важно обеспечить им доступ к обучению в обычных образовательных учреждениях. Наш вклад будет значителен в случае, если мы создадим безбарьерную среду внутри каждого из нас”, - уверен Евтушенко.

СКФУ одержал победу в конкурсе на выполнение госзадания Минобрнауки в рамках реализации программы “Доступная среда”. Директор Института образования и социальных наук Валерий Шаповалов объяснил эту победу тем, что СКФУ является правопреемником двух крупных вузов, занимавшихся проблемами инклюзивного образования, в результате чего был накоплен внушительный ресурс, дающий университету основание на получение таких государственных заданий. По словам Шаповалова, семинар – прежде всего мероприятие по повышению квалификации, на котором представляются передовой опыт, идеи и технологии, выработанные в различных регионах в целях подготовки педагогов и психологов для работы в инклюзивных образовательных учреждениях. На основании этого опыта можно разработать единые предложения и представить их на рассмотрение в Минобрнауки РФ.

По итогам семинара была составлена резолюция, включающая в себя следующие пункты:

 - необходимость консолидации усилий всех сторон, принимающих участие в реализации государственной политики по созданию доступной среды для лиц с ОВЗ в инклюзивных образовательных организациях;

- осуществление планомерной работы по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

- распространение и учет опыта экспериментальных школ и других уникальных образовательных учреждений – “точек развития” инклюзивной образовательной практики при моделировании доступной среды в инклюзивной образовательной организации;

- развитие международного сотрудничества в области теории и практики инклюзивного образования, трансляция достижений и взаимообмен опытом;

- привлечение внимания общества к проблемам лиц с ОВЗ и инвалидов через СМИ, организация и поддержка кампаний, касающихся проблем инклюзивного образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ;

- активизация научно-исследовательской работы в области инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

 

Весь следующий год в рамках госзаказа будут проводиться крупные мероприятия различного уровня, в том числе международные, что позволит учёным Института образования и социальных наук СКФУ собрать и подвергнуть анализу различный опыт инклюзивного образования. В конце 2015 г. итоги работы, включая рекомендации по повышению доступности инклюзивного образования, будут переданы в Минобрнауки РФ.

 

По материалам “Учительской газеты”

Фото - http://novayagazeta-ug.ru/sites/default/files/styles/body_main_img_720/public/news/07-2014/detiinv.jpg?itok=SCAUnwT0


Новости по теме



Copyright 2014-2015