Главная НовостиШколы некоторых регионов игнорируют федеральные требования при расчёте нормативных затрат


r.kipk.ru

Школы некоторых регионов игнорируют федеральные требования при расчёте нормативных затрат

Эксперты Института образования Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) изучили региональную практику внедрения подушевого нормативного финансирования дошкольного, общего и дополнительного образования.  

17.08.16

В некоторых российских школах расчёт нормативных затрат происходит без соблюдения федеральных требований. Оценка зрелости нормативной правовой базы при расчёте нормативных затрат для образовательных учреждений в субъектах РФ выявила, что только 32 региона учитывают требования законодательства практически по максимуму, 31 регион — в значительной мере, в то время как остальные опускают часть требований федерального законодательства.

Так, принятые в субъектах РФ нормативы не учитывают все необходимые средства на выплату зарплат педагогическим работникам, учебные затраты и развитие материальной базы.

Сложившаяся обстановка в учебных заведениях российских регионов предопределяет значительное недофинансирование прав детей на образование в соответствии с ФГОС. «Принципы ответственного финансового менеджмента в сфере образования ориентированы на переход от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию их деятельности на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. Новый механизм распределения бюджетных ресурсов связан не только с необходимостью введения нормативного подушевого финансирования учреждений образования, но напрямую зависит от задействования механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда. Тем самым создаётся конкурентная образовательная среда как в рамках муниципальной образовательной сети, так и внутри самих образовательных учреждений. Качество образования и работы учителей и образовательных учреждений, с одной стороны, ложится в основу школьного экономического механизма, с другой — выступает как экономически стимулируемая конечная цель этой работы», — передаются на официальном сайте НИУ ВШЭ слова Ирины Абанкиной, руководителя Института развития образования ВШЭ.

Эксперты Института образования ВШЭ сообщают об итогах исследования региональных факторов, которые определяют величины подушевых нормативов. Так, проведённый корреляционный анализ выявил, что наибольшим влиянием на нормативы финансирования обладает уровень зарплат в регионе. Однако корреляция нормативов с показаниями зарплаты педсостава в школах и дошкольных учреждениях, как правило, ниже. Это значит, что при установлении нормативов регионы берут во внимание зарплату в регионе.

Доля сельских жителей показывает умеренную отрицательную корреляцию с нормативами. Это подтверждает тот факт, что «львиная доля» сельских школ в регионе значительно уменьшает размер норматива.

Высокую корреляцию с нормативами демонстрирует объём доходов консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения. Это свидетельствует о том, что регионы с развитой экономикой увеличивают бюджет школьного и дошкольного образования.

При этом безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ на душу населения отображают слабую корреляцию с нормативами. Выходит, что менее обеспеченные регионы, которые в первую очередь претендуют на данные средства, меньше склонны вкладывать средства в образование, чем регионы с благоприятной финансовой обстановкой.

Коэффициент Джини обладает более высокой корреляцией с объёмом расходов бюджетов субъекта РФ на общее и дошкольное образование. Это доказывает, что социальная дифференциация выше в регионах с благоприятной финансовой обстановкой. Это ещё раз подтверждает связь экономического развития региона и значений нормативов.

Эксперты Института образования ВШЭ сходятся во мнении, что за последние годы нормативно-правовая база стала в большей степени соответствовать идеологии свободного выбора потребителем поставщика образовательной услуги. Государство продолжает вкладывать средства в сферу образования, но эффективность принятия управленческих решений увеличивается благодаря появляющейся конкуренции школ, которые борются за учеников. Однако не все регионы привели региональную нормативно-правовую базу в соответствие с федеральными требованиями, что создаёт опасность недофинансирования образования.

Источник: ioe.hse.ru

Новое видео в базе знаний

Доступность среднего профессионального образования: принципы и организация
Оксана Титова

Просмотр ( 1:30:29)
Федеральный гос надзор за деятельностью организаций дошкольного образования
Нина Ладнушкина

Просмотр ( 1:00:25)
Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 1
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:30:29)
Проектирование и планирование образовательной деятельности в дошкольной организации. Часть 2
Ольга Бережнова

Просмотр ( 1:23:56)
Современная образовательная организация в условиях реализации ФГОС общего образования: управление в условиях изменений
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:30:29)
Управление образовательной организацией, ориентированное на результат, в условиях реализации ФГОС общего образования
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:23:56)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru


copyright 2018
'