Ассоциация руководителей образовательных организаций


Сложный «этический» вопрос

Общественники и чиновники спорят, нужен ли школьникам курс основ религиозных культур и светской этики.
06 апреля 2015

В Министерстве образования и науки РФ прошло заседание Общественного совета. Одной из основных тем обсуждения была перспектива преподавания в школе предметов, связанных с религией.

Перед заседанием Общественного совета директор 109-й московской школы Евгений Ямбург, сопредседатель совета, прокомментировал свои ожидания от главной темы обсуждения. 

«Ни одна из мировых религий злу не учит, - сказал Евгений Александрович. - На глубинном уровне все религии вообще пересекаются. И дети должны знать это. Да, ценностная вертикаль жизни стоит на святынях. И мы должны искать то, что нас объединяет. Огромную ошибку делают те, кто хочет внедрять огнем и мечом религию в школе. Считаю, что мы должны поступать по Окуджаве: услышать друг друга!»

О проблемах преподавания предмета рассказал и член Общественного совета Виктор Лошак, журналист, профессор МГИМО. Он привел цифры. Так, по его данным, 70 процентов преподавателей ОРКСЭ - это учителя начальных классов. 

Кроме того, по словам Виктора Лошака, есть информация о том, что священники влияют на выбор школьниками именно курса православной культуры в рамках программы ОРКСЭ. Член ОС даже процитировал одного из резко настроенных учителей Петербурга: «Священники, переступающие порог школы, превращают школьников в религиозных фанатиков». При этом, по словам члена ОС, есть и перекосы: в частности, в Татарстане и Башкирии, напротив, редкий школьник изучает основы культуры православной.

Недавно стало известно, что РПЦ при поддержке Минобрнауки готовит курс ОРКСЭ, рассчитанный на 10 лет обучения в школе (сейчас он преподается в течение 1 года в 4 классах). Но, как выразил мнение Виктор Лошак, не следует спешить с этим вопросом. «Новый рубеж, на который пытается вывести школу церковь, нуждается уже в референдуме», - заявил он.

Как пояснила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования  Минобрнауки РФ Анастасия Зырянова,в основном, учителя воспринимают преподавание ОРКСЭ как нагрузку к основной деятельности. Что касается показателей (реально ли измерить «уровень духовности» детей в результате введения предмета?), чиновник уточнила, что будет проведен соответствующий мониторинг.

Лауреат Нобелевской премии физик Жорес Алферов, занимающий сегодня место сопредседателя Общественного совета, и вовсе назвал нынешний курс ОРКСЭ «странным и высказал мнение, что в школе следовало бы ввести курс истории религий. Один из представителей родительской общественности предположил, что логичнее было бы не выделять «Основы...» в качестве отдельного предмета, а включить в курс уже существующего.

Источник: «Учительская Газета»


Новости по теме



Copyright 2014-2015