Ассоциация руководителей образовательных организаций


Хорошо забытое старое

Британские эксперты рассказывают о десяти уже существующих педагогических принципах, которые повлияют на современное образование.
05 декабря 2014

В Открытом университете Великобритании каждый год выпускается доклад об инновациях в педагогике. В докладе текущего года британские эксперты рассказывают о десяти уже существующих принципах, которые в ближайшие годы окажут значительное влияние на образование в мире.

1. МАССОВОЕ ОТКРЫТОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Общение – неотъемлемая часть любого обучения, и данное нововведение не позволяет об этом забыть. Оно продолжает историю массовых открытых онлайн-курсов (МООС) – это интернет-курсы с массовым интерактивным участием и открытым доступом, одна из форм дистанционного образования. Однако теперь акцент переносится с видеолекций и транслирования знаний огромному количеству людей на то, как в процессе прохождения MOOC образовывать сообщества, чтобы организовать сетевое коллегиальное обучение.

2. МЕТАУЧЁБА

Метаучёба – это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается осмыслению. Так ученики будут задумываться о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать. В помощь им – разнообразные онлайн-инструменты, например, Quora, социальный сервис обмена знаниями, своеобразный онлайн-рынок вопросов и ответов.

3. СОБЫТИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Наибольший энтузиазм – в том числе энтузиазм в учебе – вызывают вовсе не будничные занятия, а конкурсы и мероприятия вроде проводящегося на данный момент «Часа кода». Школьники в таком случае сами хотят учиться и применять знания в таких мероприятиях, что не может не пойти на пользу образованию в целом.

4. РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК НА ОСНОВЕ АНАЛИТИКИ ДАННЫХ

В Открытом университете ожидают, что в повседневное образование будут внедряться всё больше инструментов для точного отслеживания успеваемости. Это избавит как учителей, так и учеников от множества проблем.

5. ДИНАМИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

При таком подходе ученика судят не относительно класса, а относительно него самого. И оценки, соответственно, ставятся не за единичные задания, а за прогресс в изучении предмета в целом. Ученик видит свои достижения и понимает, что его оценивают объективно, а не по критериям, созданным для кого-то другого, – что мотивирует становиться лучше.

6. УЧЁБА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ПО-НОВОМУ ВЗГЛЯНУТЬ НА СВОЮ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Чтобы заразить интересом учеников, их надо удивить. Самый эффективный способ – показать, как, к примеру, физические или химические процессы проявляются каждый день у нас на кухне. Куда приятней учиться, когда знаешь, что новая информация может пригодиться в любой момент, а не только на экзамене.

7. ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС

Данный метод обучения действительно будто переворачивает традиционные методы с ног на голову. Здесь вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где ученики могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя ребят на самостоятельные исследования и совместную работу.

8. СТОРИТЕЛЛИНГ В ОБУЧЕНИИ

Новая тема будет куда понятней, если ее, как минимум, хорошо и логично структурировать, а как максимум – эффектно подать. Сторителлинг, или рассказывания историй, был изобретен и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее

Появляется всё больше приложений и сервисов, позволяющих преподнести новую тему не только в виде лекции и презентации, но и в виде комикса или смсок.

4. BYOD

BYOD – это аббревиатура английского выражения Bring Your Own Device («приноси свое собственное устройство»), которое стало девизом большинства современных работодателей. Для школы же она означает, что во время занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но речь идет именно о тех устройствах, которые уже есть у самих учеников. BYOD позволяет решить две очень важные проблемы. Во-первых, проблему обеспечения каждого школьника собственным мобильным устройством. Во-вторых – извечный вопрос «что делать с мобильными телефонами учащихся в школе?» Обычно их просто запрещают, но зачем, раз всю технику можно применить на пользу делу?

10. БРИКОЛАЖ

Самый обширный и, возможно, самый любопытный принцип. Бриколаж в образовании – это использование для обучения всего, что угодно, кроме специально созданных для этого инструментов вроде учебников.

 

Фото: http://school-box.ru/obrazovatelnye-statyi/interesno-ob-obrazovanii/585-kakim-dolgen-bit-sovremenniy-urok-v-shkole.html


Полезные книги

Новости по теме



Copyright 2014-2015