Ассоциация руководителей образовательных организаций


Между словом и делом

Генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов об основных тенденциях образования.
03 марта 2015

Последние два года показали, что необратимых процессов в российском образовании больше не существует. Даже вариативность, самостоятельность, автономность, ставшие, казалось бы, абсолютными ценностями, в последние годы стали подвергаться ревизии и критике.Особенность сегодняшней ситуации в образовании (как, впрочем, и в других сферах жизни) связана, на мой взгляд, с двумя феноменами.

Первый феномен состоит в том, что управленческая риторика принципиально отличается от реальных управленческих действий. На словах есть и вариативность, и свобода, и самостоятельность, и инновации в образовании, которые закреплены в новом Законе об образовании и ФГОС общего образования, а по жизни в действиях – унификация, единообразие, формализм, отчетность и т.п. Уже практически все начали на себе ощущать постоянно увеличивающийся разрыв между словом и делом. Так, например, с одной стороны, и Закон об образовании, и Стандарты общего образования дают свободу и самостоятельность образовательным организациямв отборе содержания образования, создании основных образовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются самой организацией, но, с другой стороны, набирает обороты разработка «единых» учебников, стандартов, концепций, которые не имеют под собой никаких нормативных оснований. До сих пор остается неясным нормативный статус таких документов, как концепции отдельных областей образования (математического, филологического, культурно-исторического). Как эти материалы согласуются с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС общего образования? Еще примеры: с одной стороны, школа сама разрабатывает и утверждает календарный учебный график своей работы, а с другой – делается попытка введения «единых каникул», «обязательной пятидневки» и т.п. С одной стороны, полная самостоятельность образовательных организаций в текущем оценивании и промежуточной аттестации школьников, с другой – введение обязательной «диагностики», «мониторинга» в разных классах в рамках текущей и промежуточной аттестации, требований к отчетам по так называемой «успеваемости», разработка «единых» электронных журналов и дневников с использованием «единой» пятибалльной шкалы оценивания. И подобный список противоречий можно было бы продолжить.

Средний эшелон управления образования (муниципальные органы управления, региональные службы по контролю и оценке и т.п.) начинают все больше ориентироваться не на «букву закона», а на «указания сверху». Возвращается в жизнь принцип «прецедента». Все это создает нервозность и вселяет неуверенность в завтрашнем дне у образовательных организаций. Этому способствует ивторой феномен сегодняшнего дня– наличие двух «центров управления» образованием: Министерства образования и науки как технического пункта управления и администрации президента РФ как пункта интеллектуального управления. При этом, к сожалению, общественные институты перестали пользоваться авторитетом у рядовых работников образования. Общественная палата РФ последнего созыва практически устранилась от решения жизненно важных проблем образования, в Госдуме вопросами образования занимаются непрофессионалы, общественные советы при Министерстве образования и науки и Рособрнадзоре носят декоративный характер. «Открытое правительство» бездействует. Активность развернуло только одно общественное движение – Национальный народный фронт, который пользуется у президента РФ авторитетом. Экспертное сообщество в образовании как общественная организация профессионалов не сложилось… В такой неустойчивой ситуации возможны любые повороты на пути развития образования. Посмотрите, как быстро забыты Комплексный проект модернизации российского образования, Приоритетный национальный проект «Образование», национальная инициатива «Наша новая школа»… Фактически уже сведен к нулю Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Стандарты основной и старшей школы могут быть закончены, так и не начавшись…

Что нам может принести 2015 год?

Прежде всегодальнейшее наступление на Федеральный перечень учебников,т.е. его сокращение. В 2015 году каждый учебник должен иметь свой аналог в электронном формате. Нет электронной версии – исключен из Перечня. А зачем нужен электронный аналог, какие к нему требования и т.п.? Об этом пока никто не знает, хотя уже начался 2015 год. Но это хороший повод исключить еще целые сотни «ненужных учебников».

Кроме электронного аналога, учебники по ряду предметов должны уже соответствовать «ненормативным предметным концепциям».

Продолжится появление двойных стандартов, когда параллельно с ФГОС общего образования существуют особые «предметные стандарты» (вроде уже упомянутого культурно-исторического). Похоже, дело идет к реанимации так называемого «минимального содержания образования».

Усиление роли «внешнего ведомственного контроля и оценки» за деятельностью образовательных организацийчерез введение «обязательного мониторинга предметных и метапредметных образовательных результатов» по ходу реализации основных образовательных программ будет вынуждать образовательные организации придерживаться исключительно одной примерной учебной программы, чтобы, например, в 7-м классе качественно написать контрольную работу по математике.

Продолжитсяпроцесс укрупнения образовательных организаций за счет присоединения и слияния нескольких в одну крупнуюот 2 тыс. до 20 тыс. детей. Дошкольная ступень образования постепенно перестанет существовать как самостоятельная организация и превратится в «структурное подразделение» большой школы, что обязательно отразится на содержании и формах образования: собственное лицо «дошколка» может потерять. Ничего хорошего от таких действий ждать не приходится, так как в основе этого процесса лежат не культурно-педагогические, а исключительно финансово-экономические причины.

Произойдет болеечеткая и ясная поляризациявнутри образовательного сообщества:на «инновационное», которое начнет обособляться и строить «стандарты» под себя, не ориентируясь на все образовательное сообщество и не делая больше попыток перестроить остальных, и на «ревизионистское»,которое начнет деятельность по возвращению к «советскому, самому лучшему образованию». Так как доля инновационных школ, как правило, составляет 10–15%, то таких организаций будет немного, и для того чтобы выжить (да, именно выжить, защитить себя), им необходимо будет объединиться вокруг собственного сильного, авторитетного центра. Для этого придется строить независимую, автономную сетевую образовательную организацию, а не распылять силы в той части образовательного сообщества, которое займется «восстановительной» работой по «спасению российской школы». Надо понимать, что на данном этапе развития образования никто, кроме нас самих, нам не поможет. Главное сейчас – найти силы сохранить, уберечь уже существующее инновационное сообщество, потому что лично я уверен, что то, чем занимаются инновационные организации, будет обязательно востребовано в обществе после 2024 года (хочется верить, что раньше). Если даже эта небольшая группа инновационного образования сможет воспитать свободных, самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, то можно будет сказать, что инновационный процесс в образовании действительно стал необратимым.

А пока… пока ситуация не в нашу пользу. Первый тайм проигран, но надо извлечь уроки, сделать правильные выводы, не падать духом и продолжить строительство свободного, открытого образования, несмотря ни на что. Поэтому желаю нам всем в 2015 году мудрости и сил, новых креативных идей, новых интересных знакомств и коопераций внутри инновационных сообществ. Пусть нас станет больше и разных!

Источник: «Вестник Образования»


Новости по теме



Copyright 2014-2015