Ассоциация руководителей образовательных организаций


О пользе логопеда

Большинство людей считают, что логопед только исправляет дефекты дикции, делает речь человека внятной и понятной окружающим. Это верно, но только отчасти. Логопед может не только вернуть человеку грамотную, правильную речь, но и поможет начать лу
06 марта 2015

К сожалению, сейчас родители реже обращают внимание на неправильное произношение ребенка. Они считают, что все «само пройдет». Это серьезное заблуждение. В результате мы слышим картавую и шепелявую речь взрослых, родители которых в детстве не уделили этой проблеме должного внимания. Учителя-логопеды считают, что есть прямая связь между неправильным произношением и неграмотностью. 

Обычно, логопедические занятия посещают дети-дошкольники. В этом возрасте ребенок может не выговаривать один звук (что легко устранимо), а может «не звучать» половина алфавита. Именно здесь работа логопеда очень важна. С дошкольниками необходимо работать год, а то и более. 

Продолжительность занятий и подбор упражнений для ребенка зависят от сложности дефекта:
 
– логопедический массаж (массаж органов артикуляции: язык, щеки);
 
– артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка, щек);
 
– постановка звуков (правильное изолированное произношение дефектных звуков);
 
– автоматизация звуков (введение звуков в самостоятельную речь).
 

Эффективность работы логопеда обусловлена профессионализмом специалиста и заинтересованностью родителей в конечном результате. Для достижения максимального эффекта необходима регулярная ИНДИВИДУАЛЬНАЯ работа с логопедом и ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ выполнение домашних заданий. Параллельно с коррекцией произношения учитель-логопед осуществляет формирование фонематического восприятия: учит различать на слух звуки, определять место звука в слове, порядок звуков в слове, и.т.д.
 

В настоящее время при приеме в 1-ый класс не проводится тестирование, но в специальных школах с углубленным изучением иностранных языков нарушение произношения (НЕСКОЛЬКИХ звуков) может препятствовать поступлению в школу. Нарушение же фонематического восприятия создает проблемы не только при обучении иностранному языку, но и русскому. Если ваш малыш поздно заговорил (фразовая речь появилась после 3 лет), обязательно обращайтесь за помощью к логопеду. Процесс формирования связной речи достаточно длительный и требует усилий со стороны педагога и ребенка, а так же помощи родителей. Чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с логопедом, тем лучше будут результаты.
 

 

К сожалению, сейчас не в каждой школе есть учитель-логопед, но в каждой школе есть дети, которым нужна его помощь. В начальной школе логопеды занимаются с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения (дислалию), письма (дисграфию), чтения (дислексию). Например, дисграфия в настоящее время стала очень распространенным явлением. В школе это нарушение проявляется в специфических (дисграфических) ошибках на письме: 

– пропуск букв, слогов, слов; 
– замена букв: ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ш-щ (хичный – хищный,  процитал – прочитал, шука – щука др.); 
– несогласованность существительного и прилагательного (красная платье – красное платье); 
– аграмматизмы (пропуски членов предложения, неправильное употребление падежных окончаний и др.); 
– перестановка букв и слогов в словах. 

Многие родители и учителя начальной школы, столкнувшись с дисграфическими (специфическими) ошибками детей, считают их «глупыми», допущенными из-за невнимательности, нежелания успешно работать. Педагоги предлагают таким учащимся дополнительные письменные работы. Но, как правило, такие задания малоэффективны. Надо всего лишь обратиться к логопеду. Только он может определить причину таких нарушений письма и подобрать необходимые упражнения. 

Вот некоторые примеры коррекционно-развивающих упражнений, которые учащиеся начальной школы выполняют с особым интересом и желанием: 
– найти в словах одинаковый слог: самолёт, молоко, мороженное; 
– составить слово из слогов расположенных не по порядку: воз, ро, па; 
– придумать слово, которое начинается или заканчивается на определенный звук. 

Систематические занятия должны продолжаться до тех пор, пока в работах не исчезнут «глупые» ошибки. 

Занятия, проводимые логопедами, способствуют: 
– развитию всех компонентов речи; 
– развитию познавательных процессов; 
– формированию творческих способностей; 
– регуляции мелкой моторики; 
– повышению успеваемости и желанию учиться. 

2. Нарушение произношения может быть заложено генетически: родители в детстве не выговаривали отдельные звуки. 

3. Причиной неправильного произношения могут быть нарушения строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, неправильный прикус. 

4. Помните, что к полутора годам ребенок должен говорить простыми фразами. 

5. Избавляться от дефектов произношения нужно обязательно. 

6. Исправление дефектов произношения осуществляется только в индивидуальной форме. 

7. Обязательным условием получения положительного результата в коррекции произношения – выполнение домашних заданий. 

8. За 2-3 занятия решить логопедические проблемы невозможно, это длительный процесс. 

9. При выявлении «глупых» ошибок в письменных работах ученикам начальной школы необходимо обратиться к логопеду. Нарушение письма ведет к неграмотности. 

10. 
Прежде, чем обучать дошкольника иностранному языку, надо справиться со звуками родного языка. Только после этого стоит браться за освоение «чужой» речи. 

 

Источник: letidor.ru


Новости по теме



Copyright 2014-2015