Ассоциация руководителей образовательных организаций


Начальная школа в Новой Зеландии

Начальная школа в Окленде - впечатления.
05 марта 2015

Я сама — педагог и во время своего пребывания в Новой Зеландии этой вашей зимой была приглашена на экскурсию в младшую школу в небольшом поселочке Такапау (ближайший крупный город — Найпиер в часе езды).

Ну, что ли для перенимания опыта. Хотя я преподаю в старшей школе, но была рада посетить хоть какую-то местную школу.

Мои киви друзья дружат с местным директором начальной школы, и договорились об «экскурсии» специально для меня как коллеги. Правда тогда были каникулы, но все равно мне, как специалисту, было интересно.

Несмотря на то, что это, считай, была и есть сельская школа – она прекрасно оборудована по нашим украинским меркам. И учиться в такую младшую школу я бы своего ребеночка отдала, не задумываясь. И ведь это только сельский район. Что говорить тогда про Окленд, где контролирующие инстанции под боком. Предположительно все намного лучше наверное должно быть в Окленде.

Директор — мужчина под 50 в год имеет 100 000 новозеландских долларов. Начинающий учитель — сначала от 2,5 тыс в месяц, но затем — идет прибавки в зависимости от стажа и прочего. Не бедствуют они там, короче.

Школы делятся на Primary (где-то с 5 лет до примерно 9), Secondry and High. Здания младшеньких всегда отдельно от старших и никогда не смешиваютя, как в нашей системе.

Оборудован каждый кабинет прекрасно. Хоть кабинетом это назвать нельзя, довольно большие территории для каждого класса. Работают они с электронными досками, прекрасная наглядность, дети окунаются в мир правил математики и правописания весело и ярко.

В кажом классе (они довольно большие, 100 м², не меньше, ну чтоб деткам было где побегать) вывешены портреты: фото каждого ребеночка с его именем-фамилией в форме звездочек. Также вывешены черно-белые фотки учителей, чтобы ребенок знал как к ним обращаться.

Обращаться нужно, например, так: мисисс Томпсон или мистрер Девис. Своих учителей ценят и уважают. В каникулы никто их в школу не гонит, как то у нас принято. Учителя дома отдыхают, поскольку устали.

Увидела во дворе памятный камень и дерево, заложенные в память безвременно ушедшей учительнице, скончавшейся от онкологического заболевания 3 года нзад.

В классах все стены просто «пылают» от наглядности: тут и жуки всякие, и рыбы, и дельфины, и кукольный театр, и игрушки. И правила грамматики вывешены, и правила поведения в классе.

Ребеночка приучают описывать себя и делать небольшие муляжики со своим изображением, ну, и указывать,что он любит делать в свободное время. Такого я не встречала в нашей системе.

Стены выкрашены в яркие краски. Все дышит любовью к маленьким. Форму родители покупают сами. Вы ее замечали на улицах уж наверно. Это обычно синтетическая толстовка определенного цвета. Школа сама выбирает цвет. Когда теплеет и наступает жара — для малышей имеются специальные панамочки, чтобы не пекло. Их школа закупает сама.

Системы наказаний таких уж жестких — нет. После уроков оставлять и беседовать с нерадивыми учениками не принято, так как нельзя задерживать школьный автобус, который развозит детей по домам. Просто вызывают нерадивого школяра в специальную очень неприятную серого цвета комнатку без окон, похожую на комнату для допросов из фильмов про полицейских, и директор с ними беседует строго. Телесных наказаний, само собой — нет. В каких-то случаях родителей вызывают на беседу. Реакция родителей бывает разной, но как правило в глаза учителям — не хамят. Кто-то берётся за воспитание, а кто-то прямо говорит, мол, вам доверили ребенка — вы и воспитывайте! Всякое там бывает.

Бросилась в глаза «доска почета» детей. С удивлением прчиитала фамилию первого ученика — датировнную 1910 годом! Ну и по сей день — несколько рядов фамилий. То есть школе 113 лет. Достижения маленьких оценивают по успехам в спорте в основном: «вывешены» лучшие маленькие спортсмены, а не лучшие по интеллекту.

Очень хорошая библиотека: яркая, красочная. На открытие этого литературного центра приезжала сама министр образования в 2002 году. Вывешены фото ее приезда. Женщина, просто одетая, и не скажешь, что министр. Да и директор — мужчина простой, ничем не отличается от обычного, нет позы и чего-то такого, что выделяет наших директоров из толпы. Нет громко поставленного голоса. Просто по его красным глазам сразу прочитываю усталость.

Туалеты и умывальники для деток на улице в отдельном здании. Хорошо оборудованный спортивный зал. Спорт — превыше всего. Достижения в спорте, как я поняла выше ценятся, чем достижения в интеллекте. Может и ошибаюсь. Из моего общения с местными детьми 14 лет, у многих нет желания продолжать образование в универе и мучать себя науками. На вопрос «кем хочешь быть?» — ответ: парикмахером или что-то вроде того. Вот так вот, чего-то достигать – такой нацеленности я не увидела.

После Primary school прмерно в 11 лет детки расходятся в Secondry and High schools. И вот тут надо поднапрячься, чтобы правильную школу подобрать.

Мне удалось побеседовать с несколькими подростками 10- 14 лет. Детки хорошие, воспитанные. С удивлением узнала, что никакого иностранного языка в обязательную программу средней школы, куда они ездят, не включено. Язык местных маори заставят учить обязательно. Подростки не знакомы ни с немецким, ни с каким-нибудь испанским языками, но, например, хорошо поют песни месных маори. Если хочешь чему-то большему научиться — это надо записываться на специальные факультативы. Этими факультативами большинство себя почему-то не утруждает.

Из беседы с директором (местным относительно образованным человеком) поняла, что если даже ребеночек демонстрирует незаурядные способности, но родители не могут оплатить универ — каких-то бюджентных мест да еще со стипендией (как у нас, например, в Украине) в Новой Зеландии просто нет. Короче, хочешь учиться дальше — изыскивай денюшки. Умненького никак держава не поддержит.

 

Источник: блог Стаса Кулеша - staskulesh.com


Полезные книги

Новости по теме



Copyright 2014-2015