Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиИнклюзивное образование в Татарстане: как учат особенных детей


Инклюзивное образование в Татарстане: как учат особенных детей

Педагоги признаются, что до недавнего времени плохо понимали потребности воспитанников.

26.06.19

Министерство образования и науки Татарстана продолжает подводить итоги учебного года на секциях, предваряющих августовское совещание. На очередной такой встрече говорили о развитии в республике инклюзивного образования. Казань четвертый год реализует федеральный госстандарт, по которому детям с ограниченными возможностями здоровья должны предоставить равные условия для обучения. В общей сложности в городских школах, детсадах и учреждениях допобразования занимаются 4 009 детей с особенностями развития.

- Для таких ребят существуют два пути. Первый - обучение в коррекционном образовательном учреждении. В Казани таких учреждений девять. В них получают образование более двух тысяч детей.  Второй путь - получение услуг в системе инклюзии, по которой обучаются 587 детей. Но право выбора учреждения остается за родителями, - рассказывает начальник Управления образования Казани Ильнар Хидиятов.

Инклюзивное образование - система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему они могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру. Сегодня в Казани по этой системе работают 37 базовых школ и 26 детских садов.

В рамках проекта «Доступность-качество-результат» в дошкольных учреждениях работают специализированные группы для детей с ОВЗ, открыты группы для малышей с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна и другие. Развивается сеть ДОУ для воспитанников с заболеваниями аллергического характера.

- Два городских ресурсных центра - это лицей №78 и школа №156 - установили сетевое взаимодействие со специальными медицинскими учреждениями. Важным шагом стало открытие ресурсных классов для детей с расстройством аутистического спектра в пяти школах города. С 1 сентября нового учебного года планируется открытие еще двух ресурсных классов: на базе школы №51 для детей с расстройством аутистического спектра и школы №181 для детей с синдромом Дауна, - продолжает Хидиятов.

Инклюзивное воспитание и образование - процесс сложный, многогранный, он возможен только тогда, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: родители, педагоги, психолог, логопед, администрация образовательного учреждения. Поэтому задача системы образования заключается не только в создании условий для особенных воспитанников, но и в подготовке детей и родителей обычных детей.

Одним из первых работать с людьми с ОВЗ стал университет управления ТИСБИ, именно поэтому на базе этого вуза было решено провести вторую секцию августовского совещания. Ректор ТИСБИ Нэлла Прусс отмечает, что 25 лет назад, когда все только начиналось, было множество сложностей.

- Мы плохо понимали, кто такие дети-инвалиды, плохо понимали их потребности. Когда проучили первую группу в колледже, мы стали немножко разбираться в том, что это такое. За это время успели проникнуться тем, что это настолько благое дело. Мы все в него втянулись. За последние годы больше 700 студентов мы обучили на бесплатной основе. Это стало делом нашей жизни, - говорит Нэлла Прусс. - Нас признают все вузы, потому что мы являемся одними из первых, кто целенаправленно стал работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В Казани в целом все университеты и институты готовы принимать детей с ОВЗ, но по традиции больше всего в ТИСБИ. Сегодня в вузе обучается 138 особенных студентов. Как отмечает ректор, на данный момент для получения ими образования есть все условия. Учиться приходят те, кто хочет получить знания, а вуз готов их предоставить.

- У нас были студенты из разных городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Мы начали обучать инвалидов дистанционно до того, как это стало массово внедряться. У нас вуз гуманитарный. Проще обучиться специальности, которую можно освоить дистанционно, и сразу пойти работать. Мы рады, что те, кто закончил наш вуз, открывают свое дело. Например, юристы - собственные агентства по консультированию инвалидов. Они сидят дома, не могут двигаться, но теперь время такое, что и дома можно работать. Благодаря интернету можно консультировать людей в любой точке мира, - отмечает ректор. - Отношение обычных людей к ним изменилось разительно. За эти 25 лет сделан огромный шаг по отношению к людям с инвалидностью как в республике, так и во всей стране.

Сегодня в Татарстане проживает более 18 тысяч детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственного развития. По данным мониторинга Республиканской психолого-медико-педагогической консультации, количество детей с ОВЗ продолжает увеличиваться.

По состоянию на 2018 год число дошкольников с ОВЗ - 6 407 человек, что почти на 50% больше, чем в 2017 году. Также наблюдается рост численности детей с нарушением речи более чем в два раза, нарушением зрения - на 54,4%, нарушением слуха - на 24,5%, опорно-двигательного аппарата - на 7,5% и с умственной отсталостью - на 31,1%.

- К сожалению, данная динамика сохраняется и в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы как в государственных специализированных учреждениях, так и в муниципальных общеобразовательных. В 2015 году количество детей с ОВЗ составляло 13 793 человека, а в 2017 году - 14 646 человек, - говорит первый заместитель министра образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.

Сегодня в Татарстане работает сеть учреждений для детей с ОВЗ. В 492 детских садах организованы группы компенсирующей направленности, в которых воспитываются 16 тысяч детей дошкольного возраста. Основная их доля логопедического направления. В 63 садах сформированы группы для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. На базе шести госучреждений для воспитанников с ОВЗ имеются дошкольные группы, в которых обучаются 162 ребенка. Ещё в 64 детских садах республики действуют 238 групп оздоровительной направленности, в которых воспитываются 4,5 тысячи детей с туберкулезной интоксикацией, аллергическими, нефрологическими заболеваниями, группы часто болеющих детей.

- Следует отметить, что в республике сохранились и развиваются все школы системы специального образования. По состоянию на начало 2018/2019 учебного года функционируют 52 общеобразовательные организации, которые ведут образовательную деятельность исключительно по адаптированным программам и в которых обучаются более 7 358 детей, в том числе 1 338 - на дому, - добавляет Хадиуллин.

С 2012 года в республике реализуется госпрограмма «Доступная среда», в рамках которой укрепляется материально-техническая база школ, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В 2019 году планируется модернизация 12 образовательных организаций, из них 5 коррекционных школ на общую сумму 16,31 млн рублей. Также в этом году Татарстан стал участником проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», в рамках которого запланировано укрепление материально-технической базы 17 школ для детей с ОВЗ на общую сумму более 70 млн рублей.

- В республике работает 247 человек административно-управляющего персонала, 1 843 педагога, в том числе 185 учителей технологии. В коррекционных школах работают 35 учителей-дефектологов, из них 8 олигофренопедагогов, 5 тифлопедагогов, 17 сурдопедагогов, 41 педагог-психолог, 13 социальных педагогов. Высшую и первую квалификационные категории имеют 1 096 человек. Таким образом, качественный состав педагогов - 59,46%, - отмечает замминистра.

По словам Хадиуллина, педагогам важно постоянно повышать квалификацию. Сегодня трудности возникают при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения, поэтому важно смотреть на опыт коллег из школ - ресурсных центров.

Профессиональное образование дети-инвалиды на сегодняшний день могут получить в 60 учреждениях. Занятия в них проходят в виде интегрированного обучения. Для этого открыты специализированные группы для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ по адаптированным методикам. Они действуют в 35 профессиональных образовательных организациях.

- В связи с высокой потребностью выпускников школ министерство ежегодно увеличивает план приема в профессиональные образовательные организации. Контрольные цифры приема для обучения лиц с ОВЗ на 2019/2020 учебный год в колледжах и техникумах составляют 558 человек, - заявил замминистра.

В заключение Хадиуллин сказал, что программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны. Теперь основная задача - подготовить учителей и родителей к работе с ними.

Источник: kazanfirst

Новое видео в базе знаний

Работающие компоненты организационной культуры
Мария Калужская
Просмотр (1:22:49)
Управление мотивацией в работе с кадрами
Мария Калужская
Просмотр (1:27:00)
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации по созданию специальных образовательных условий для лиц, имеющих особые образовательные потребности
Ольга Голованова
Просмотр (1:33:24)
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации как инструмент выстраивания индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ОВЗ и инвалидностью
Ольга Голованова
Просмотр (1:09:21)
Что позволяет школам достигать высоких результатов в сложных социальных условиях
Марина Пинская
Просмотр (1:03:08)
Обратная сторона резильентности и как с ней бороться?
Марина Пинская
Просмотр (1:19:15)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

(по вопросам работы личного кабинета члена АРОО и доступов для просмотра видео в "Базе знаний")

 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018