Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней
Главная НовостиНовостиНужно ли тестировать педагогов на психологическое здоровье?


hm.ee

Нужно ли тестировать педагогов на психологическое здоровье?

Разбираемся с инициативой члена Общественной палаты Владимира Слепака.

18.10.16

На днях председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак обратился к главе Минобрнауки России Ольге Васильевой с тем, чтобы она публично оценила сегодняшнюю ситуацию в образовании. Заявление члена ОП вызвано последними скандалами в отрасли: Слепак сослался на историю, случившуюся с московской школой № 57, и на появившуюся информацию об отчисленных из гимназии в Пермском крае онкобольных детей.

Помимо этого, комментируя своё обращение для «РИА Новости», председатель комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан рассказал о том, что намерен добиваться регулярного тестирования педагогов на психологическое здоровье, чтобы предотвратить с их стороны возможные угрозы для детей. Он также отметил, что будет инициировать изменения в законодательстве, чтобы преподаватели, замешанные в подобных скандалах, лишались права работать в сфере образования.

С одной стороны, можно понять возмущение Владимира Слепака — учителя, которые теоретически могут вести себя неадекватно по отношению к детям, должны быть выявлены и отстранены от педагогической деятельности. Ведь самое главное — это здоровье ребёнка, в том числе психологическое, как говорила недавно министр образования и науки РФ Ольга Васильева. С другой же стороны, правильно ли это — тестировать преподавателей, причём регулярно?

Светлана Николаевна Толстикова, доктор психологических наук, профессор общеинститутской кафедры психологии образования МГПУ, считает, что предложение члена Общественной палаты РФ расходится с логикой сложившейся системы образования. Эксперт отметила, что понимает, почему такая инициатива может быть оправдана, однако если человек собирается работать педагогом, то это значит, что он в состоянии контролировать свои эмоции. «Зачем мы тогда готовили их столько лет, если они непригодны к педагогической деятельности? Государство же деньги на это тратит. Здесь получается, что мы сами себе противоречим: сначала долго учим студентов, направляем на это крупные денежные средства, а теперь учителя “получаются” непригодными?», — объяснила Светлана Николаевна.

Более того, эксперт сомневается в том, что подходящие тесты для педагогов разработаны. Она обратила особое внимание на то, что результаты подобных экспертиз часто оцениваются субъективно, а «машинной» оценке вряд ли можно доверять, так как в этом случае компьютер может и не учесть все нюансы. По мнению профессора общеинститутской кафедры психологии образования МГПУ, подобные тестирования только подорвут доверие к преподавателям.

Светлана Николаевна Толстикова разделяет позицию Ольги Васильевой — министр ещё ранее говорила, что сейчас в образовании есть над чем работать. Помимо этого, профессор общеинститутской кафедры психологии образования МГПУ так же, как и глава ведомства, считает, что на первом месте в образовании стоит психологическое здоровье детей. Комментируя недавнее высказывание министра по поводу того, что в каждой школе должен быть психолог, Светлана Николаевна согласилась с тем, что этот специалист в первую очередь должен заботиться о здоровье детей, а не решать конфликты, возникающие в педагогической среде. Тем не менее, эксперт не считает, что нужно регулярно тестировать преподавателей, и полагает, что основная угроза для детей кроется не в них. «Поэтому я как-то спокойно отношусь к этому [к инициативе Владимира Слепака] и не могу сказать, что поддерживаю это предложение», — добавила Светлана Николаевна.

Скандал вокруг школы № 57 разгорелся не так давно в социальных сетях: выпускники школы массово жаловались на домогательства со стороны одного из учителей и обвиняли администрацию образовательного учреждения в том, что они всё знали, но не предпринимали никаких действий. Ситуация так до конца и не была выяснена, а директор школы был уволен, на его место назначили исполняющего обязанности.

На прошлой же неделе в СМИ появилась информация, что из гимназии в городе Чайковский были отчислены дети с онкозаболеваниями якобы за то, что они портили показатели успеваемости школы. В тексте на сайте «Чайковские новости», где впервые появилась информация об этом, сообщалось, что дети пропускали занятия из-за прохождения химиотерапии, после чего были переведены на домашнее обучение. Директор учебного заведения полностью опровергла все сведения об исключении школьников.

Несколько позже представители Минобрнауки России официально объявили о том, что ведомство не собирается вводить принудительные психологические тесты для учителей. В пресс-службе отметили, что работа министерства направлена на помощь учителям и обеспечение их комфортной и эффективной деятельности. А регулярное тестирование только подорвёт доверие к педагогам — такую же мысль высказала и наш эксперт Светлана Николаевна Толстикова.

При подготовке материала использовались статьи с сайтов ria.ru и tass.ru.

Новое видео в базе знаний

Общие требования к учебным планам
Галина Савиных
Просмотр (1:26:52)
Особенности составления учебных планов по уровням общего образования
Галина Савиных
Просмотр (1:36:40)
Нормативно-правовое регулирование организации выездных мероприятий
Татьяна Бодякина
Просмотр (1:30:27)
Идея государственного, муниципального социального заказа сферы общего образования: история и воплощение в 2020 году
Анна Вавилова
Просмотр (1:52:29)
Каких изменений можно ожидать в финансировании сферы образования? Закон о государственном, муниципальном социальном заказе
Анна Вавилова
Просмотр (1:41:05)
Школьный эндаумент - социально значимый источник финансирования, который формирует школу будущего и объединяет школьные поколения
Юлия Ульянова
Просмотр (1:04:30)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'