Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней
Главная НовостиКак МЭШ улучшила школьную жизнь?


Как МЭШ улучшила школьную жизнь?

Пилотный проект «Московская электронная школа» (МЭШ) стартовал в столице в 2016 году и уже за год получил высокое признание. Вскоре МЭШ станет основой для всероссийской информационно-образовательной среды «Российская электрон

10.11.17

МЭШ — проект для всех участников системы образования — от учителей до учеников и их родителей. Он включает в себя сразу несколько составляющих — комплексную инфраструктуру и контент — электронный журнал и дневник, библиотеку электронных материалов. О том, как именно развивается данный проект и какие планы по его улучшению существуют у разработчиков, АиФ.ru рассказала руководитель продукта направления «Информационные технологии в образовании» Департамента информационных технологий г. Москвы Светлана Романова.

 

Сила в знаниях

 

АиФ.ru: Светлана Анатольевна, большое значение в проекте уделяется библиотеке образовательных материалов. По какому принципу она формируется?

Светлана Романова: МЭШ — это очень большой и информативный ресурс для учителей, учеников и родителей. Сегодня в библиотеке проекта уже свыше 70 тысяч электронных сценариев уроков, которые составили сами учителя. Каждый педагог может разрабатывать свои сценарии проведения того или иного урока, находить необходимые материалы для его организации и т.д. Все это он может загрузить в систему. Другие педагоги могут брать эти разработки как готовый урок, написанный кем-то другим, и адаптировать его под себя, так и создавать свои сценарии уроков. В результате главными участниками наполнения библиотеки электронных материалов проекта становятся сами педагоги, что позволяет им развиваться творчески и раскрывать свой потенциал более полно.

Для учеников такой вариант также оказывается полезным, ведь они могут найти в платформе любой урок и подобрать дополнительный материал по нужной теме, что значительно расширит полученные ими знания. Родители же имеют свои плюсы от данной библиотеки — они в любой момент могут изучить содержание учебной программы детей.

На то, что у учителей данный проект вызвал горячий отклик, указывает тот факт, что количество материалов в библиотеке за год существенно выросло. Ведь на момент старта проекта в системе было всего 1,5 тысячи сценариев. Причем составлены они были силами методистов городского методического центра. Сейчас же прирост числа сценариев усилиями педагогов составляет более 10 000 в месяц. Аналогичная ситуация и с тестовыми заданиями. Мы изначально не планировали вводить какие-либо ограничения, а наоборот, хотели предоставить учителям максимально гибкие возможности для самореализации. Это же касается и отбора контента для размещения в платформе: учитель может создавать материалы и сохранять в его рабочем пространстве. Чтобы сделать урок доступным всему городу, педагогу доступна отправка своих разработок на методическую и содержательную модерации. Важно, чтобы контент был именно образовательным и не содержал недопустимого для детей материала, в остальном мы только приветствуем разнообразие и поощряем самых активных разработчиков.

 

- Как получить доступ к библиотеке, где можно узнавать новости о новинках, появившихся в ней?

- Доступ к библиотеке сегодня имеют все учителя московских школ, учащиеся и их родители. Войти в библиотеку можно через электронный журнал и дневник (выбрав вкладку «Дополнительно» — «Внешние ссылки» — «Учебники») или по прямой ссылке: uchebnik.mos.ru. Доступ по этой ссылке предоставляется авторизованным пользователям. С новинками можно ознакомиться в самой библиотеке, выбрав интересующий тип контента, предмет и уровень образования.

 

Широкий функционал


- Сегодня для родителей МЭШ — это чаще всего все же только электронный дневник. Как планируется показывать им весь спектр возможностей проекта?

- Конечно же, МЭШ, о чем я говорила выше, является гораздо более комплексным проектом и включает не только электронный дневник и журнал. Это и библиотека МЭШ, контент которой кроме сценариев уроков на сегодня включает уже более 700 тыс. отдельных элементов (фото, видео, аудио, текстовых файлов), более 4 тыс. тестов, 35 учебников, 181 художественное произведение, 6 виртуальных лабораторий и 6 томов хрестоматий.

Кроме того, МЭШ — это отдельная инфраструктура для образовательных организаций. В нее входят турникеты информационной системы «Проход и питание», от которой родителям ежедневно приходят оповещения о посещении и питании детей. Каждая школа оснащается системой видеонаблюдения, позволяющей быть в курсе всех происходящих в школе процессов. Также в школы поставляется определенный комплект оборудования: серверы, Wi-Fi-точки в классах, интерактивные панели и ноутбуки для учителей. Работать с системой внутри школы удобно с помощью гаджетов — сегодня этот вопрос решается разными методами: либо школа сама закупает их для учеников, либо допускается подключение к системе устройств самих учеников — смартфонов или планшетов. Платформа допускает применение любого устройства на современных мобильных операционных системах.

Чтобы наглядно показать родителям все плюсы МЭШ, в текущем учебном году в павильоне «Умный город» на ВДНХ будут организованы открытые мероприятия с представителями ДИТ. В ходе таких встреч ведущие эксперты по внедрению ИT в образовании познакомят желающих с проектом на примерах отдельных сервисов и услуг. Подробности о мероприятиях будут опубликованы на сайте проекта МЭШ — www.mos.ru/mesh. Мы приглашаем всех как на эти мероприятия, так и на постоянную экспозицию в «Умный город», где ежедневно проводятся экскурсии, на которых можно узнать об услугах, внедряемых Правительством Москвы не только в сфере образования, но и в таких отраслях как медицина, строительство, видеонаблюдение, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. В рамках экспозиции павильона представлены все составляющие «умного» города, которые будут интересны и детям, и взрослым.

 

Польза для учеников

 

- Как МЭШ упрощает жизнь самого ученика? Чем электронная версия дневника и системы в целом помогает ребенку организовывать себя и свой учебный процесс?

- МЭШ значительно упрощает жизнь ученика. Во-первых, вес портфеля заметно уменьшается, ведь все учебники теперь в электронном виде. Во-вторых, сервис всегда под рукой: из любой точки можно зайти в платформу и узнать о расписании на завтра, сообщить учителю о выполнении домашнего задания. Кроме этого, уроки с использованием интерактивных сценариев делают процесс обучения более ярким и увлекательным. Если раньше ученики не хотели выходить к доске, то теперь учителя рассказывают о том, что дети стремятся показать свои знания у современной интерактивной панели. МЭШ — это возможность для ребенка всегда быть в курсе своих оценок и домашних заданий, учиться играя и проходить все необходимые темы самостоятельно.

 

Нужные функции

 

- Какие сервисы для учителей максимально востребованы? Какие не нашли практического применения?

- Самый активно используемый учителями сервис — электронный журнал, и это очевидно. В этом году, в том числе и по итогам обработки заявок, приходящих в службу техподдержки, журнал визуально обновился, а работа с ним стала легче и комфортнее. Чаще всего учителю необходимо выставлять оценки, отмечать отсутствующих на уроке или выдавать домашние задания. Сейчас эти функции доступны только в web-версии. Учителя нас просят реализовать те же самые функции в мобильном приложении. До конца этого года мы планируем опубликовать приложение для смартфонов, в котором данный функционал будет доступен. Это сделает работу учителя еще более комфортной и независимой от места проведения урока — будь это класс, парк или музей.

Что касается невостребованных сервисов, то их нет. Перед тем, как начать какой-то проект, мы совместно с Департаментом образования города Москвы анализируем его потенциальную актуальность.

 

- Какие возможности получает учитель при работе с системой? Насколько взаимодействие между ним, ребенком и родителем отработано в такой связке?

- МЭШ — это система, в которой учителя могут творить, создавая новый контент, дети — искать то, что им интересно, а родители просматривать сведения о ходе образовательного процесса. Каждый участник найдет здесь полезное для себя. МЭШ помогает преподавателям экономить время и творчески развиваться в своей профессии. Для учителя эта система — это в первую очередь удобная реализация педагогических задач, адаптация содержания урока под потребности конкретного класса и возможность повысить успеваемость за счет заинтересованности детей к обучению. К каждому ученику теперь реально найти подход, создать личную образовательную траекторию, предложить индивидуальный набор контента.

Функция обратной связи в электронном дневнике и журнале — это одна из тех возможностей, которая, как показывают опросы, максимально необходима. Возможность взаимодействия не только в очном общении или посредством социальных сетей, но и с использованием различных новых цифровых механизмов в Едином электронном образовательном пространстве города — это требование как учителей, так и родителей.

 

- Какие сервисы планируется внедрить в МЭШ еще, чтобы сделать ее еще более полезной и нужной?

- В мире сейчас явно прослеживается ряд ключевых трендов: это и дистанционное образование, его индивидуализация, и внедрение игровых механизмов в учебный процесс. Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому в будущем планируем запуск проектов, которые будут использовать концепцию геймификации (повышения вовлеченности и качества усвоения информации школьниками при помощи игровых методик), а также будем организовывать коворкинги и ИТ-полигоны, персонализировать образование с использованием больших данных.

Электронный дневник школьника расширится за счёт коммуникационных сервисов, таргетированных новостных рассылок с возможностью индивидуальной подписки по электронной почте на материалы об итогах успеваемости учащегося, информации об академических задолженностях и необходимости принятия мер в случаях снижения успеваемости. Планируется также информирование о проведении городских олимпиад, мероприятий и важных событий города.

После нового года начнет работать журнал дополнительного образования, где будет отображаться вся информация о кружках и секциях ребенка.

Уже совсем скоро в библиотеке МЭШ появится новый тип контента — образовательные приложения. Любой желающий, будь то физическое лицо или крупная компания, сможет размещать в платформе свои разработки. Это позволит учащимся и педагогическому составу выбирать лучшие приложения и использовать их в образовательном процессе совершенно бесплатно.

 

Источник: Аргументы и факты

Новое видео в базе знаний

Сущность и особенности стратегического планирования в сфере образования
Марина Лазарева
Просмотр (1:07:38)
Положения нацпроекта «Образование» в части сетевого взаимодействия и нормативно-правовые аспекты его обеспечения
Сергей Кандриков
Просмотр (1:03:03)
Документальное обеспечение практик сетевого взаимодействия
Сергей Кандриков
Просмотр (0:59:41)
Анализ практики соблюдения профессиональными образовательными организациями лицензионных требований
Нина Ладнушкина
Просмотр (1:36:21)
Модели реализации школьного технологического образования
Ольга Логвинова
Просмотр (1:11:51)
Нормативное обеспечение обновления содержания учебного предмета «Технология»
Ольга Логвинова
Просмотр (1:16:29)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

+7 (495) 120-59-07

e-mail: info@edu-m.ru

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018
'