Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиКак школы Москвы переходят на дистанционное обучение


Как школы Москвы переходят на дистанционное обучение

Ситуация с пандемией коронавируса ставит перед школой новую проблему — организации дистанционного обучения.

16.03.20

Михаил Успенский, IT-служба Европейской гимназии

В четверг 12 марта стало понятно, что ситуация может привести к карантину, и ответственные за учебный процесс поставили задачу продумать систему дистанционного обучения. Так что вечером в четверг мы уже начали подбирать различные решения.

В пятницу, когда руководство гимназии приняло решение перенести каникулы на одну неделю (с 27 марта на 16 марта), IT-команда представила инструменты, которые в случае введения карантина позволят детям учиться онлайн. Всю неделю с 16 по 23 марта, пока дети на каникулах, мы будем тренироваться и отлаживать систему дистанционных уроков.

Первым делом нужно было понять, как обеспечить всех учителей компьютерами. Мы провели ревизию школьных ноутбуков, которые можем раздать учителям. Посчитали, сколько надо купить видеокамер с микрофонами. Мы искали модели, прикидывали бюджет, ужасались. Пока не сообразили, что у нас есть достаточное количество айпадов. Айпад — прекрасное устройство — полноценное, удобное, не очень дорогое, и главное, в нашей гимназии оно уже есть. Айпад — это неплохая камера, хороший микрофон, экран, на котором удобно рисовать пальцем — получается великолепно, лучше, чем мышкой на компьютере. Их легко всем раздать.

На все эти устройства необходимо установить специальные приложения для дистанционного общения между учителем и учеником. Для проведения лекционных занятий, уроков и семинаров мы выбрали платформу Zoom. Zoom предоставляет хорошие возможности управлять уроком: можно не всех включать сразу, можно переписываться и демонстрировать разные слайды презентаций. Тем более, у нас уже есть опыт использования этой программы: мы используем Zoom для обучения школьников, которые находятся на больничном. Сразу оговорюсь, что это решение подходит для учеников средней школы и старшей.

Всё, что касается начальной школы, сложнее, и самое главное, требует поддержки родителя на другой стороне. Первое время детям наверняка будет нужна помощь, чтобы адаптироваться к работе онлайн. Это потребует совместных усилий как школы, так и родителей. Чтобы облегчить этот процесс, мы готовим инструкции и рекомендации для родителей и детей.

С другой стороны, одно из правил нашей школы, на которое соглашаются родители при поступлении — процесс обучения всегда трехсторонний, и каждая из сторон предпринимает максимум усилий для того, чтобы процесс состоялся. И если хоть одна из сторон начинает выпадать, результата не будет. Поэтому это всегда совместная трехсторонняя работа. Без родителей ничего не получится. Так что рассчитываем на них.

Еще одно решение, которое мы уже внедрили в гимназии для средней и старшей школы — это платформа Международного бакалавриата ManаgeBac. Она позволяет давать задания, ставить оценки, проверять работы. Удобные встроенные инструменты позволяют использовать её в том числе и для дистанционного обучения. Для учеников начальной школы мы подбираем платформу, которая позволит максимально упростить процесс доступа к обучающим материалам, выполнению заданий и проверке выполненных работ с обратной связью. С учетом условий нашей школы это, скорее всего, будет GoogleClassroom.

Теперь наша главная задача — обучить учителей, написать алгоритмы и инструкции, как решать различные задачи в онлайн-системе. Что делать, если ученик не прислал домашку в системе; как можно это прокомментировать, пометить. Какие инструменты будут наиболее эффективны для текущего оценивания — Kahoot, mentimeter или Padlet? Каким образом давать обратную связь — использовать ли для этого режим комментариев в Google-документе или пользоваться мессенджерами? Разрабатывать свои курсы полностью или воспользоваться, хотя бы частично, уже готовыми ресурсами, такими как LMS Cambridge для английского языка, Foxford, Yandex Учебник или Учи.ру? Благо выбор ресурсов сейчас большой, многие предоставляют бесплатный доступ.

Большая работа сейчас лежит и на команде, которая отвечает за образовательный процесс и результаты. Ведь обучение не может состоять из формальной отправки ежедневных домашних заданий. Им необходимо организовать рабочее время учителя и учеников, наладить обратную связь, индивидуальный план ребёнка. Нужно время, чтоб все привыкли к такой форме занятий. Но я уверен, что мы справимся.

Александр Маркеллов, учитель математикив Хорошколе, Мария Посицельская, методист Хорошколы по математике

В Хорошколе даты каникул несколько отличаются от обычных школ. У нас сейчас каникулы, они заканчиваются как раз в понедельник. Возможность перехода на дистанционное обучение обсуждалась и раньше, но решение было принято в четверг.
В школе IT-служба быстрого реагирования, так что уже в четверг на компьютеры было установлено необходимое программное обеспечение, в пятницу прошел обучающий семинар. Всем сотрудникам пришло письмо с инструкциями, какие программы мы используем и как теперь будет проходить обучение. В выходные осваиваем работу программ, вызываем друг друга на дистанционное обсуждение будущих уроков.
В обычное время мы учимся не столько по учебникам, сколько по создаваемым учителями материалам, специально измененным под конкретный класс и конкретных детей.
Мы используем «Школьную цифровую Платформу», которую фонд «Вклад в будущее» разработал для российского образования. Мы первыми тестируем её в Москве, вместе с нами еще 15 школ в России. Все материалы мы выкладываем на ШЦП, а ученики используют ее как учебник.

Какие-то задания и тесты ученики выполняют на платформе, какие-то — в тетрадях, но потом все равно фотографируют и прикрепляют к заданию на платформе. Так что мы уже и так проверяем большинство заданий дистанционно, в дополнение к тому общению, которое происходит в классе.

С понедельника уроки будут проводиться по обычному расписанию, но дистанционно. Мы будем использовать программу Skype для бизнеса, она интегрирована с приложением Outlook, в которой мы ведём школьную переписку.

Для более эффективного обучения, думаю, запишем видео с объяснением теории, чтобы ребенок, если необходимо, мог посмотреть видео еще раз. И сделаем больше заданий с автоматической проверкой, чтобы дети быстрее получали реакцию на выполненное задание.
В понедельник мы проведем уроки из школы, чтобы отладить процесс, а вот уже со вторника все будут работать по стандартному расписанию, но из дома.

Юрий Подкопаев, заместитель директора по организации образовательной среды, учитель математики «Новой школы»

Мы приняли решение о переходе на дистанционное обучение до того, как получили письмо из департамента. Мы разделяем идеи про социальную ответственность и новые вызовы в нынешних условиях.

Что мы стараемся делать

Не останавливать образовательный процесс — образование шире, гибче и мобильнее регулярного хождения в школу (жалко даже дня — в этом триместре выпало два понедельника из-за праздников). Не множить сущности (прежде всего для учеников), а стараться привязать задания к существующей и уже используемой нами IT-системе (аналог электронного журнала).

У кураторов и тьюторов появляется новая роль: помочь ребятам (и родителям) сориентироваться в происходящем, дать возможность даже дистанционную учебу сделать фактором, который станет толчком к развитию тайм-менеджмента, самостоятельности и других важных навыков: работы с чек-листами, более сложным расписанием.

Как происходит

У многих учителей уже есть опыт использования различных онлайн-платформ и обучающих ресурсов. Например, кафедра математики в воскресенье проводит внутренний семинар: как работать в Zoom и Бизон365, как использовать онлайн-доски, курсы на иностранных языках, Google Classroom для организации дистанционных занятий.

Опыт коллег: полезные советы для дистанционного обучения

Постоянное вовлечение детей в деятельность, призывы:
— ответить в чате
— обсудить в парах/группах
— отметить на карте
— транслировать свой экран на всех и просить детей напечатать или нарисовать на нем

Коллеги советуют не перемудрить с технологиями: можно выкладывать в систему тексты, которые необходимо прочитать, задания и ссылки на дополнительные материалы, а потом четко обозначить форму сдачи работы и зафиксировать дедлайны.
 

Плюсы и минусы дистанционного обучения

У нас есть опыт преподавания курса экономики дистанционно. После курса мы обобщили отзывы учеников и учителей.

К достоинствам онлайн-обучения дети отнесли возможность самостоятельно планировать занятость — запись урока можно посмотреть позже, большей концентрации внимания на предмете, меньше отвлекающих ситуаций, ощущение свободы от того, что можно учиться в подходящей обстановке. Среди недостатков оказались: технические неполадки (проблемы связи), невозможность сразу задать вопрос и требования к уроку — он должен быть короче и четче занятия вживую.

Вот что думают учителя о дистанционном обучении: готовиться к онлайну сложнее, нет возможности тут же перестроиться, отвечая на вопросы; нужно думать об удержании внимания — использовать мемы, шутки; уроки должны быть по 20 минут. Контрольные работы в онлайне пишут лучше, наверное, лучше концентрируются. Важно учитывать, что онлайн-обучение подходит не всем, так что надо следить, все ли на связи. И конечно, как-то пооощрять онлайн-активность, вопросы в чате — это очень поддерживает учителя, бывают уроки, которые получаются за счет поддержки детей.

 

Источник: Мел

Новое видео в базе знаний

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018