Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


Как защитить педагога от буллинга

Закон принят недавно. Сможет ли он изменить что-то в отношениях "учитель-ученик"?

14.02.24

 В России в конце 2023 года подписан закон, направленный на повышение авторитета учителя: он запрещает школьникам пользоваться в учебное время мобильными телефонами и обязывает ввести в правила школьного распорядка требования к дисциплине на уроках. А еще обязывает директора школы защищать всех участников учебного процесса, а не только детей, как это часто бывает.

Есть на Востоке древняя пословица: "Ученик не смеет наступать даже на тень учителя". Уважение к старшим, к наставникам - непреложная истина. Правда, и от наставников требуется безупречное поведение и авторитет.

Закон принят недавно. Сможет ли он изменить что-то в отношениях "учитель-ученик"? В истории, которая прямо сейчас разворачивается в одной их школ Братска Иркутской области, педагог стал объектом насмешек и разбирательств с родителями. И в итоге - уволился из школы. Что произошло?

Скандальное видео появилось недавно в одном из пабликов Братска и тут же разлетелось десятками репостов с припиской "шок-контент!". На кадрах - учительница. Видно, что она сильно не в себе: выкрикивает явно непедагогические фразы в адрес одного из учеников. Под роликом - нескончаемый поток комментариев, большая часть из которых в несколько раз хлеще слов, произнесенных педагогом. Тут и требования уволить, и "закрыть рот", и отправить работать "шпалоукладчицей или уборщицей". От обсуждения конфликта комментаторы переключились на личность: "...давно в неадеквате"...

Администрация школы незамедлительно объявила о проведении внутренней проверки.

При городском комитете по образованию была создана специальная комиссия для всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела.

Не нужно быть экспертом, чтобы понять: видеозапись фиксирует далеко не весь конфликт, а лишь его часть. Что было до того, как педагог вышла из себя? Не была ли ее реакция - да, не самая достойная, скажем прямо - ответом на провокацию или откровенно хамское поведение ученика?

- Это у некоторых нынче любимое развлечение, - с горечью констатирует Ольга Булыгина, два года назад простившаяся со школой. - Довести учителя до белого каления - и заснять его в этот момент, а потом глумиться.

Педагог стал объектом насмешек школьников и уволился из школы. Сможет ли новый закон изменить что-то в отношениях "учитель-ученик"?

Самое печальное - реакция руководства школ и чиновников от образования на подобные инциденты. Как правило, в случившемся винят исключительно педагога, а ученика выставляют жертвой.

Учителя вздыхают: дети привыкли к своей безнаказанности и уверены, что за оскорбление учителя им ничего не будет. Это раньше за шум на уроке вызывали родителей в школу. Теперь же все с ног на голову! Ученик не желает работать, ведет себя вызывающе - виноват педагог: не смог заинтересовать предметом, не нашел подхода к ребенку!

"Приносим свои извинения родителям учащегося. Беспокоимся о здоровье педагога. Обязательно честно разберемся и при необходимости примем меры", - такой была первая официальная реакция на инцидент председателя комитета по образованию Братска Оксаны Ефимовой. Позже стало известно, что педагог будет наказана.

Учителя, с которыми удалось поговорить, были уверены: их коллега покинет школу, а возможно, и профессию.

-А как зайти после такого в класс? После того, как о ней было написано столько гадостей в соцсетях? - рассуждает Галина Поцевич, преподаватель частного образовательного центра из Иркутска. - После того, как объявили, что ее накажут, а об ученике, который ее оскорблял, не сказали ни слова?

Кстати, об ученике. Удалось узнать, что же осталось за кадром нашумевшего видео. За несколько секунд до того, как включилась видеокамера в телефоне (напомним, что закон о запрете мобильников в школе был принят в конце прошлого года и телефона попросту не должно было быть в руках у школьника), парень пытался прорваться в кабинет математики, который проветривался на перемене. Учитель объяснила, что войти пока нельзя. Тогда он попытался прорваться силой, оскорбляя педагога.

Говорят, подобные выходки у подростка отмечались и раньше: он сквернословил, позволял себе ругательства в адрес педагога, да еще и бравировал этим.

Как распознать манипуляцию? Как управлять гневом и знать, в какой момент ты можешь "слететь с катушек"? Этому обязательно нужно учить в педагогических вузах.

В результате, педагог написала заявление об увольнении. Но что значит увольнение педагога, да еще математика, посреди учебного года? Вести уроки будет некому. В Братске ситуация с кадрами в школах крайне напряженная.

- Вряд ли кто-то согласится подхватить часы, когда до конца года осталось всего ничего. Нагрузка у всех запредельная, - поделилась Зоя Кравчук, преподаватель математики из Усолья.

Депутат Государственной Думы от Братска Александр Якубовский напомнил землякам о недавно принятом законе, защищающем учителей от оскорблений и насилия.

- Теперь для защиты своих прав педагоги смогут обращаться в органы управления образовательной организации с просьбой применить дисциплинарные взыскания к ученикам, нарушающим и ущемляющим их права, - отметил он и потребовал провести проверку соблюдения законодательства в школе, где произошел конфликт.

После этого многие реплики, содержащие оскорбительные выпады в адрес как конкретной учительницы, так и педагогов вообще, из Сети оказались удалены. Но чем это поможет педагогу с нервным срывом?

Дает ли это надежду на будущее изменение ситуации в российских школах? Учителя считают, что пройдет еще не один год, прежде чем к ним изменится отношение. "Но, по крайней мере, стало ясно, что ученикам не все позволено, что педагога защищает закон", - говорят они.

Кстати, как сообщал ранее министр просвещения Сергей Кравцов, в российских школах должны появиться специальные комиссии, которые будут заниматься защитой авторитета педагогов. "В такие комиссии смогут при необходимости обратиться и учителя, и родители - напрямую. Важно, чтобы было объективное рассмотрение вопросов, которые возникают", - отметил министр Кравцов.

Источник: rg.ru

Новое видео в базе знаний

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Зоя Каргина
Просмотр (1:20:57)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. Часть №2
Зоя Каргина
Просмотр (1:03:19)
Обзор актуальной нормативной правовой базы, анализ содержания документов и типичных затруднений практиков
Любовь Буйлова
Просмотр (1:19:10)
Современные требования к педагогу дополнительного образования
Анна Вавилова
Просмотр (1:29:05)
Актуальные направления оценки качества дошкольного образования
Ольга Бережнова
Просмотр (1:20:27)
ВСОК дошкольной организации: технология обновления в условиях реализации ФОП ДО
Ольга Бережнова
Просмотр (1:12:23)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Профессиональные сообщества"

 

Рекламодателям
Договор оферты