Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней
Главная НовостиНа что обречены государственные школы


На что обречены государственные школы

Ценность общеобразовательных школ как институтов получения знаний по конкретному предмету будет неуклонно снижаться

20.11.17

Зачастую в общеобразовательных школах, которым не хватает бюджетного финансирования, ремонт, покупка учебников, нового оборудования и довольно много чего другого происходит за счёт родителей. Иногда подобных расходов хватило бы на то, чтобы отдать ребёнка в частную школу или перейти на смешанный вариант домашнего обучения (родители+репетиторы). 

 

Почему общеобразовательные школы неэффективны

Чтобы понять эффективность и ценность образовательных школ, я с коллегами провёл опрос среди родителей наших учеников, попросив их назвать критические недостатки общеобразовательной школы. Вот какие ответы мы получили:

 

  • низкая мотивация преподавателей и как результат — плохая успеваемость учеников (достаточно много преподавателей склоняют учеников или их родителей к дополнительным занятиям);
  • недоверие к школьным преподавателям как следствие предыдущего недостатка;
  • слабое материальное обеспечение (устаревшие компьютеры и мебель, нередко плохое интернет-соединение, не отремонтированное здание школы);
  • низкая скорость внедрения инноваций и высокий уровень бюрократии;
  • раздутый штат школы или, наоборот, нехватка опытных преподавателей.

 

 

Среди прочих прозвучала ещё одна важная причина неэффективности — школы не учат, как обучаться. То есть они умеют давать объём знаний, но не дают принципов обработки новой информации, которой в современном мире стало намного больше.

В какой школе сейчас ребенка могут научить, как планировать свое время, как работать с большими текстами, зачем нужна дисциплина и как она помогает в обучении? А как часто происходит повторение старого материала? Сколько раз?

Согласно одному исследованию, проведённому в Британии, ученики шестого класса, которые были обучены способам работы с информацией, сами ставили эксперименты и пропускали через себя все полученные данные, знали физику лучше учеников двенадцатого класса, которым информация подавалась лишь в виде лекций.

 

Что дают частные школы и занятия с репетиторами

В отличие от общеобразовательных школ, которые получают финансирование от государства и практически не имеют каких-либо качественных показателей, от которых это самое финансирование зависит, в секторе предоставления частных образовательных услуг всё наоборот:

 

  • ценность частной школы или отдельного репетитора напрямую зависит от отзывов предыдущих студентов о качестве предоставляемых услуг (больше положительных отзывов — больше потенциальных клиентов);
  • доход частных школ и репетиторов также полностью зависит от качества услуг (чем качественней проходят уроки, тем дольше ученики будут заниматься и тем больше принесут прибыли);
  • по вышеперечисленным причинам в частных школах выше уровень инноваций, материального обеспечения и мотивация учителей.

 

 

К примеру, только в нашей школе на создание инновационной платформы обучения было потрачено 500 000$, чтобы обучение студентов стало максимально эффективным и современным, а студенты теперь могут оказывать прямое влияние на подбор образовательного контента, планировать обучение и видеть чёткие цели и задачи обучения.

Частные школы более свободны в реализации новых подходов — например, в одной из московских частных школ используют психологический подход в подборе групп учеников (их составы меняются на каждом занятии в зависимости от скорости усвоения материалов и прочих факторов).

 

Почему общеобразовательные школы до сих пор необходимы

Несмотря на очевидные недостатки, общеобразовательные школы продолжают успешно выполнять одну из самых важных функций — социализацию. Дети учатся взаимодействовать друг с другом и учителями, заводить знакомства, находить компромиссы, преодолевать конфликты, становиться более дисциплинированными и так далее. 

Можно сделать вывод, что ценность общеобразовательных заведений заключается сейчас больше не в качестве знаний, которые они предоставляют (хотя из любого правила всегда есть и будут исключения), а именно в том, чтобы научить ребенка жить и работать в коллективе.

 

Какое будущее у общеобразовательных школ

Школы обречены. Но обречены не на исчезновение, а на полное переформатирование, так как существует острая необходимость в их оптимизации. Ценность общеобразовательных школ как институтов получения знаний по конкретному предмету будет снижаться.

Но будет возрастать ценность общеобразовательных школ как институтов взаимодействия детей в коллективе. Если верить прогнозам специалистов по образованию из Google, формат обучения станет более виртуальным, чем физическим. 

При этом дети будут совместно работать над долгосрочными проектами, регулярно общаться и давать друг другу обратную связь с помощью онлайн-платформ, в основе которых будет лежать искусственный интеллект и машинное обучение. 

Также школы помогут развивать только те предметы, в которых ученики сильны. Например, если ученику легко даются литература и языки, ему не придётся далее заниматься математикой, получив в этой области лишь необходимые базовые знания.

Нам остаётся лишь надеяться, что правительство также нацелено на качественные изменения в образовании и будет поощрять их в дальнейшем. 

 

Источник: Newtonew

Новое видео в базе знаний

Нормативно-правовое регулирование организации выездных мероприятий
Татьяна Бодякина
Просмотр (1:30:27)
Идея государственного, муниципального социального заказа сферы общего образования: история и воплощение в 2020 году
Анна Вавилова
Просмотр (1:52:29)
Каких изменений можно ожидать в финансировании сферы образования? Закон о государственном, муниципальном социальном заказе
Анна Вавилова
Просмотр (1:41:05)
Школьный эндаумент - социально значимый источник финансирования, который формирует школу будущего и объединяет школьные поколения
Юлия Ульянова
Просмотр (1:04:30)
Федеральные проекты в сфере образования: ближайшие и отсроченные перспективы развития
Галина Савиных
Просмотр (1:16:05)
Школьный эндаумент
Юлия Ульянова
Просмотр (0:40:02)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'