Сообщество руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней


От чего зависит творческое мышление и зачем его нужно развивать школьникам, рассказали в РАО

Помогает ли высокий интеллект в обычной жизни? Кто становится успешнее в социуме – отличник и троечник? На эти вопросы отвечают в Российской академии образования.

22.01.23

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Павел Оржековский рассказал о формировании опыта творческого познания. Он представил первую лекцию из цикла «Формирование опыта творческого познания».

Гарантируют ли успехи обучения успехи в жизни – такой вопрос у спикера возник в те времена, когда он вел уроки химии в школе. Однажды к нему подошел отец школьницы, которая училась на отлично. Его тревожило, что дочь ничем не интересуется: все выучивает, но ничем не увлекается. Подобная ситуация произошла также в вузе, где к Павлу Александровичу обратилась студентка-отличница, писавшая под его руководством курсовую работу. Он заметил, что в процессе работы она сильно нервничает, все просьбы воспринимает в штыки. Академик Яков Пономарев тогда обратил внимание Павла Оржековского, что проблема не в преподавателе. Девушка просто привыкла все выучивать и точно воспроизводить информацию. Чтобы не потерять ее в качестве подопечной, придется самому идти в библиотеку, искать нужные книги и давать четкое задание по данному материалу. Когда Павел Александрович воспользовался советом, работа пошла эффективно.

Профессор отмечает, что молодой человек может отлично учиться в вузе, но при этом не находить себя в жизни. В то же время у не слишком успешных в учебе ребят нередко позднее раскрываются таланты. Среди таких примеров – истории Альберта Эйнштейна, Юстуса Либиха, Томаса Эдисона, Дмитрия Менделеева и других известных ученых. Успешность и неуспешность в жизни мало коррелируют с успешностью в обучении. Чтобы обучение готовило молодых людей к жизни, оно должно раскрывать им, как устроен мир и обязательно учить познавать его – то есть обучать творческому познанию. Альтернатива одна – давать все готовое. Как показывает практика, этот путь не особенно продуктивен.

Раскрытие того, как устроен мир, представляет собой репродуктивную модель обучения. Познание трактуется в ней как процесс ретрансляции знания от старшего поколения к младшему. Преподаватель стремится дать материал как можно логичнее. Наращивается интеллектуальный багаж учащегося. В этом случае преподаватель занимает позицию насильственного благодетеля.

Он знает, какими должны быть ученики и что они должны делать. Допускает, что ученики могут его бояться или даже ненавидеть. Стратегия репродуктивного преподавания предполагает, что не нужно учить и переучивать – надо сразу давать материал на современном научном уровне. Рассказал – записали – выучили – воспроизвели. При этом мотивация бывает внешней и, как правило, она связана с получением хороших отметок и отсутствием плохих.

Содержанием репродуктивного опыта познания выступает способность запоминать учебный материал большого объема. Она характеризуется беспристрастным, ровным отношением к учебе. Талантливым считается тот, кто учится с легкостью, получает пятерки без особого труда.

Если заглянуть в историю, можно вспомнить, что в начале 20 века ученые пришли к выводу, что высокий интеллект мешает творческому развитию. Франц Левинсон-Лессинг, например, полагал, что ученые могут быть творцами, наделенными фантазией, и «ходячими библиотеками».

В 70-е годы было проведено исследование о влиянии интеллекта на креативность. По его результатам стало известно: если молодой человек имеет низкий интеллект, он не способен к творческой деятельности. У него доминирует эффект установки. Дети со средним интеллектом проявляют больше дивергентность мышления: они с легкостью переходили от одной идеи к другой.

Ребята с высоким интеллектом проявили в большей мере конвергентность мышления – старались глубоко проработать одну идею. Современные психологи считают, что для творческого мышления необходимы как дивергентность, так и конвергентность мышления. Невозможно однозначно сказать, что высокий интеллект мешает творческому развитию.

Выходит, что развитие творческого мышления – проблема сугубо педагогическая: каким образом учат детей со средним интеллектом и с высоким интеллектом. При обучении детей с высоким интеллектом есть опасность – сформировать человека, не способного к творческой деятельности.

В 80-е годы проводились исследования об особенностях мышления победителей олимпиад высокого уровня. Было выявлено, что такие ребята, как правило, имеют высокий интеллект, и в большинстве случаев у них полностью отсутствует креативность. Павел Александрович отметил, что для формирования и проявления креативности нужны определенные условия. В условиях соревнований и временных ограничений творческие способности не проявляются и не формируются.

Результаты еще одного исследования гласят, что среди современных российских ученых бывшие участники олимпиад продуктивнее тех, кто в детстве не выступал на этих интеллектуальных состязаниях. Однако, чем выше уровень побед, тем ниже творческая продуктивность. Выявлено, что у победителей олимпиад развит синдром интеллектуального спортсмена.

Поэтому в настоящее время в школах при МГУ имени М.В. Ломоносова учеников специально к олимпиадам не готовят. Итоги международных исследований свидетельствуют о том, что судьбы ученых, которые в детстве были признаны одаренными и учились по специально разработанным программам, мало чем отличаются от судеб остальных людей.

Предпосылки высокого интеллекта передаются по наследству, а креативное мышление только приобретается. Сегодня это особенно актуально, в современном обществе в условиях роботизации и развития техники востребованы молодые люди с высокой степенью креативности. Поэтому нужна продуктивная модель обучения – «обучать познавать мир». Это обучение творческому познанию. Оно предполагает усилия по преодолению трудностей в открытии нового.

Если ребенку учеба дается легко, он не научится в жизни преодолевать трудности. При этом важны не только интеллектуальные, но и личностные качества (ценностные и волевые установки).

Увидеть лекцию Павла Оржековского можно на странице РАО в социальной сети. Ранее сетевое издание «Учительская газета» знакомило читателей с выступлением ведущего аналитика лаборатории антропологии и педагогической компаративистики РАО, доктора педагогических наук, доцента Марии Поляковой. Она рассказывала о значении истории педагогики в подготовке учителей.

 

Источник: Учительская газета 

Новое видео в базе знаний

Формирование предпосылок функциональной грамотности на уровне дошкольного образования
Ольга Бережнова
Просмотр (1:29:32)
Интегративные и «предметные» компоненты функциональной грамотности: рекомендации к внедрению
Ольга Бережнова
Просмотр (1:30:39)
Как школе составлять отчет о самообследовании в 2023 году
Галина Савиных
Просмотр (1:09:25)
Как школе составлять отчет о самообследовании в 2023 году. Часть 2
Галина Савиных
Просмотр (0:58:32)
ФОП дошкольного образования: путь к обновлению
Ольга Бережнова
Просмотр (1:25:08)
Изменения в нормативно-правовых актах федерального уровня в системе общего образования, актуальные для школы до окончания 2022-2023 учебного года
Марина Волчек
Просмотр (1:25:47)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты