Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная Новости"Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом."


pozneronline.ru

"Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом."

18 сентября завершается период общественного обсуждения новых ФГОС разработанных под эгидой Министерства просвещения РФ.

18.09.19

 18 сентября завершается период общественного обсуждения новых ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы, разработанных под эгидой Министерства просвещения РФ. Считаем, что принятие этих проектов в существующем виде не решает ни одной действительно актуальной школьной проблемы, но, напротив, формирует новые риски и для школы, и для общества в целом.

Предлагаемые стандарты носят архаичный и имитационный характер. 

Декларируя приверженность вариативности и персонализации образования, они подменяют содержание образовательного процесса — как цепи событий, происходящих со школьником и обеспечивающих его прогресс, — жестко зафиксированным набором учебного материала, по сути – единственным учебником, обязательным для прохождения всеми детьми по единому графику. 

Поскольку именно этот набор, согласно проекту стандартов, будет контролироваться чиновниками, процесс обучения в школе и ограничится его зазубриванием. Перегруженные учителя, работающие на несколько ставок, и ученики, «рабочий день» которых длится 8-12 часов без учета факультативов и репетиторов, просто не смогут заниматься формированием необходимых в ХХI веке навыков, включая базовое умение учиться. Даже если процесс такого натаскивания увенчается успешной сдачей ЕГЭ, масса поступивших в ВУЗы студентов покинет их после первой же сессии – из-за отсутствия упомянутого навыка. Бессмысленность пребывания в школе сформирует базу для ценностного конфликта поколений, который будет развиваться по мере осознания подростками ограниченности их образовательного выбора и переключения их интереса за пределы архаичной и неинтересной школьной программы.

Проект предлагает негодные решения реальных проблем, дезориентирующие общество: вместо снижения нагрузки с помощью ее рационализации, а также модернизации подготовки педагогов — фиксацию учебного материала; вместо комфортного периода адаптации к школьной программе на новом месте для детей, переехавших из других регионов, — единственный учебник; возврат в начальную школу измерения скорости чтения – вместо развития навыков чтения смыслового.

При жесткой фиксации учебного материала невозможны персонализация образования и учет индивидуальных особенностей ученика, класса, конкретной школы. Это в полной мере относится не только к обычным, но и к селективным школам, нацеленным на работу с талантами. Единственное исключение из общего правила стандарты допускают для школ «имеющих статус федеральной и региональной инновационной площадки», но и оно касается только возможности самостоятельно перераспределять учебный материал по годам обучения, сам же набор они изменять не смогут.
Предлагаемые стандарты дезориентируют и систему государственного управления, 
имитируя выполнение решений, принятых на политическом уровне. В частности, это касается выполнения поручений Президента России Владимира Путина №209 (февраль 2017 г.), №294 (февраль 2019 г.) и «майского указа» (2018 г.).
В первом из них от Министерства просвещения требовалось обеспечить «систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях». Ни о каких мониторинговых исследованиях, которые были бы учтены при разработке стандартов, общественности и профессиональному цеху неизвестно. Отсутствует анализ применения действующих ФГОС, что по сути означает игнорирование школьного опыта последних десяти лет. Ни о какой ориентированности на применение «навыков в реальных жизненных условиях» речь также не идет, потому что единообразие учебного материала предполагает единообразие жизненных условий в нашей разнообразной стране.
В поручении №294 сказано: «Правительству Российской Федерации обеспечить… обновление федеральных государственных образовательных стандартов.., в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации». Семь этих приоритетов указаны в утвержденной Стратегии научно-технологического развития России и ориентированы на использование сквозных, междисциплинарных технологий. Но проект ФГОС жестко фиксирует предметное содержание образования – в ущерб развитию проектной деятельности, межпредметных и метапредметных навыков, навыков XXI века. Кроме того, с 2014 года одним из приоритетов государственной политики в России является реализация Научно-технологической инициативы, ориентированной на развитие девяти рынков будущего – от распределенной энергетики до искусственного интеллекта. НТИ никак не учитывается в проекте ФГОС.
Целью «майского указа» в образовании является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования» к 2024 году. Здесь мы также сталкиваемся с попыткой имитации достижения результата: разработанная Министерством просвещения и Рособрнадзором методика оценки качества образования уже помещает нас очень близко к ТОР-10. Но о реальном достижении конкурентоспособности при принятии новых стандартов придется забыть, поскольку весь мир движется в противоположную сторону – к вариативности, персонализации, повышению статуса и развитию педагогов.
Дети проигрывают, общество проигрывает, государство проигрывает. В выигрыше могут оказаться только контролирующие чиновники, для которых расширяется поле деятельности, и издатели «единственных учебников», которым будет гарантирован госзаказ. В целом это означает снижение конкурентоспособности учебных материалов и программ при увеличении возможностей для коррупции.
Учитывая сказанное, считаем принятие новых образовательных стандартов в предложенном виде не соответствующим общественным интересам. Предлагаем:
ввести мораторий на изменение ФГОС (до выполнения следующих двух пунктов)
проанализировать результаты – сильные и слабые стороны – применения действующих ФГОС «второго поколения»
сформулировать цель и задачи развития системы образования, включая задачи модернизации как школьного, так и профессионального педагогического образования, снижения нагрузки на учеников и педагогов, повышения их социального статуса
наладить общественный диалог (создать площадку для учета мнений и интересов всех участников и бенефициаров образовательного процесса).
Мы намерены принять активное участие в формулировании действительно актуальной повестки для сферы образования и разработке необходимых для ее реализации решений.
Члены Комитета гражданских инициатив:
  • Архангельский А.Н.
  • Бегтин И.В.
  • Галиев А.А.
  • Гозман Л.Я.
  • Гонтмахер Е.Ш.
  • Гусман Ю.С.
  • Дмитриев М.Э.
  • Ермолин А.А.
  • Карелина И.А.
  • Колесников А.В.
  • Мельниченко В.А.
  • Нечаев А.А.
  • Познер В.В.
  • Потоцкий И.В.
  • Райхельгауз И.Л.
  • Рубцов А.В.
  • Травин Д.Я.
  • Урнов М.Ю.
  • Ушканов В.В.
  • Цыпляев С.А.
  • Юргенс И.Ю.
Эксперты:
  • Адамский А.И., научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
  • Асмолов А.Г., член СПЧ при Президенте России 
  • Казарновский С.З., директор школы №686 «Класс-центр», Москва 
  • Павловец М.Г, доцент Департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ
  • Скулачев А.А., председатель Гильдии словесников, преподаватель школы №1514, Москва
  • Ямбург Е.А., академик РАО, директор школы №109, Москва

Новое видео в базе знаний

Архитектура общего образования в «зеркале» цифры
Елена Петряева
Просмотр (1:31:17)
Технологии цифровизации школы
Елена Петряева
Просмотр (1:30:01)
Работающие компоненты организационной культуры
Мария Калужская
Просмотр (1:22:49)
Управление мотивацией в работе с кадрами
Мария Калужская
Просмотр (1:27:00)
Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации по созданию специальных образовательных условий для лиц, имеющих особые образовательные потребности
Ольга Голованова
Просмотр (1:33:24)
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации как инструмент выстраивания индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с ОВЗ и инвалидностью
Ольга Голованова
Просмотр (1:09:21)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

(по вопросам работы личного кабинета члена АРОО и доступов для просмотра видео в "Базе знаний")

 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018