Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней
Главная НовостиУчебную коррупцию поставили ниже лечебной


Учебную коррупцию поставили ниже лечебной

Граждан расспросили о взятках в российских вузах и поликлиниках

05.03.18

Более 50% жителей России уверены, что за взятку можно получить как положенные, так и неположенные по закону услуги. Таковы данные опроса «Левада-центра», которые сегодня представит Комитет гражданских инициатив, эксперты которого оценили распространение «неформальных отношений» в российском образовании и здравоохранении. Именно в поликлиниках, больницах и вузах гражданам, по мнению респондентов, чаще всего приходится прибегать к взяткам. Граждане, как правило, в курсе правил «сделок» и следуют им, но в то же время ценят преимущества автоматизации взаимодействия с учреждениями, которая исключает общение с живыми сотрудниками.

Комитет гражданских инициатив (КГИ) представит сегодня доклад о «формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования». В основе документа (есть в распоряжении “Ъ”) — проведенный в 2017 году опрос «Левада-центра», в котором приняли участие более 1,5 тыс. респондентов. Их просили оценить работу детсадов, школ, вузов, поликлиник и стационаров, в том числе и в части распространения «практики коррупции». Говоря о ситуации в России в целом, 57% респондентов выразили мнение, что за взятку или по знакомству можно получить неположенные по закону услуги, а 52% от общего числа опрошенных считают, что и за положенные по закону услуги в России приходится доплачивать неофициально.

Уровень коррупции в детсадах респонденты оценили как достаточно низкий: о частой или постоянной практике взяток за неположенные по закону услуги заявили лишь 16% опрошенных, 14% сообщили о взятках за положенные по закону услуги. Мнение респондентов о коррупции в школах практически аналогично: 16% и 13% респондентов соответственно. Репутацию российских детсадов и школ оценивают как хорошую более 80% опрошенных. «Детский сад и школа воспринимаются как менее "чужие", более "свои" пространства,— говорится в докладе КГИ.— В этих сферах очень высоко ценятся именно неформальные отношения со стороны персонала. Компьютерная запись в детские сады в основном приветствуется, но тогда, когда нет дефицита мест. Как только он возникает, среди родителей начинаются поиски неформальных способов получения места для своего ребенка».

Отвечая на вопросы о вузах, уже 35% опрошенных заявили о взятках за неположенные по закону услуги и 25% — о взятках за законные услуги. При этом в исследовании отмечается: «Репутация "высшей школы" высока, 87% опрошенных считают ее хорошей, несмотря на относительно широко распространенные представления о коррупции в этой сфере. Это может объясняться традиционными общественными представлениями о российском высшем образовании как "лучшем в мире"». В то же время в докладе говорится: «Исследование создает впечатление, что покупка студентами академических зачетных результатов (от экзамена до диплома) — заурядная практика. Это не значит, что коррупция тотальна. Она существует как параллельная возможность наряду с номинальной процедурой прохождения всех этапов обучения и сертификации. Для многих студентов разница между легальными и нелегальными выплатами стерта, это элементы единой калькуляции». Групповые дискуссии со студентами показали, что компетентный студент (второй курс и старше) ориентируется в обстановке в своем вузе, знает, у каких преподавателей можно купить те или иные услуги, а преподаватели «уверены, что обращающиеся к ним студенты знают правила сделок и не будут их нарушать».

Коррупция является «обычным явлением в поликлиниках», заявили 38% и 34% респондентов. Репутация поликлиник является самой низкой по сравнению с другими фигурирующими в исследовании учреждениями: хорошей ее считают 49% респондентов. Похожая ситуация и с больницами: о возможной коррупции говорят 42% и 40% респондентов, а хорошей репутацию больниц считают 53% опрошенных. «Формализм работы этих учреждений вкупе с недостатком ресурсов для обслуживания пациентов вызывает острую критику со стороны части последних»,— говорится в докладе. Авторы считают, что формализм пациенты пытаются преодолеть за счет перехода на неформальные отношения, в том числе с помощью «подарков» медработникам.

«Со стороны потребителей имеется выраженная тенденция в "чужих" пространствах образовательных и медицинских учреждений получать преимущества или желаемый уровень услуг за счет неформальных средств, имеющих часто форму коррупции»,— замечает автор доклада, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон. В докладе отмечается, что «автоматизация и компьютеризация» учреждений образования и здравоохранения «приветствуются потребителями услуг»: «Они охотно отказываются от попыток установления "человеческих" отношений в пользу вполне легального общения с техническими "безлюдными" системами».

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович считает результаты исследования в области здравоохранения «условными и лукавыми»: «Эти цифры отражают нечеткое понимание пациентами своих прав. Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи не детализирована до уровня конкретных услуг, и здесь наблюдается максимальное количество самодеятельности».

 

Источник: Коммерсант

Новое видео в базе знаний

Перевод обучающихся: условия и процедуры
Татьяна Бодякина
Просмотр (1:44:06)
Отчисление обучающихся
Татьяна Бодякина
Просмотр (1:32:35)
Как планировать педагогический совет
Александра Подымова
Просмотр (1:06:24)
Структура и содержание ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта
Ольга Егупова
Просмотр (1:32:35)
Особенности реализации ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) в образовательной организации
Ольга Егупова
Просмотр (1:30:49)
Операционные вопросы и правовые аспекты разработки учебных планов школ
Галина Савиных
Просмотр (1:32:20)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018
'