Ассоциация руководителей
образовательных организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента образовательных организаций всех уровней

Главная НовостиВ Парламентской газете прошла дискуссия о том, как снизить бюрократическую нагрузку на учителей


В Парламентской газете прошла дискуссия о том, как снизить бюрократическую нагрузку на учителей

Олег Смолин в начале разговора кратко охарактеризовал проблему, сказав, что процесс наращивания бюрократизации затрагивает все области жизнедеятельности в нашей стране, но в образовании он особенно опасен.

05.04.19

В рамках дискуссии "Как снизить бюрократическую нагрузку на учителей?", прошедшей в студии Парламентской газеты, свои мнения высказали депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ Олег Смолин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, ведущий эксперт Института образования ВШЭ Татьяна Мерцалова, руководитель Ассоциации учителей иностранных языков города Москвы Екатерина Морозова.

Олег Смолин в начале разговора кратко охарактеризовал проблему, сказав, что процесс наращивания бюрократизации затрагивает все области жизнедеятельности в нашей стране, но в образовании он особенно опасен. Этот процесс характеризуется гипертрофированной отчетностью, гипертрофированным контролем и гипертрофированным ростом аппарата управления. По результатам международных исследований российский учитель - мировой рекордсмен по затратам времени на отчетность.

При том, что какие-то попытки решить эту проблему есть: эта тема звучала в поручениях президента по итогам обращения к Федеральному собранию, в неоднократных заявлениях премьер-министра, а в Госдуме готовится к чтению законопроект об уменьшении бюрократической нагрузки на учителей, по факту скорость бюрократизации образования превышает скромную скорость дебюрократизации.

В финале своего выступления Олег Николаевич озвучил свои предложения по решению проблемы:

1. Запретить органам управления запрашивать информацию, которая есть на сайтах образовательных организаций.

2. Проводить не больше 1 проверки в год в одной образовательной организации.

3. Радикально изменить процедуру аккредитации, уменьшив количество необходимых документов. 

4. Менять идеологию образовательной политики от образования мертвого к образованию живому, то есть от документа к человеку.

- Для решения проблемы перегруженности учителей бумажной работой необходима политическая воля, - закончил депутат.

Ирина Рукавишникова обратила внимание коллег на приложение к готовящемуся законопроекту. В приложении указан список документов, которые обязаны быть у каждого педагога. По мнению сенатора, этот список еще можно сокращать, например, совершенно безболезненно убрав из него план самообразования учителя, электронное портфолио учителя, электронное портфолио ученика, что не скажется отрицательно на работе учителя, но высвободит время на основную деятельность по обучению и воспитанию детей.

Татьяна Мерцалова охарактеризовала законопроект о снижении бюрократической нагрузки на учителя как рамочный. По сути он определяет, что Минпросвещения утверждает перечень обязательной документации учителя, а региональные органы управления должны контролировать, чтобы везде это соблюдалось. В таком варианте законопроект неэффективен, считает эксперт. Потому что в процессе заключения эффективных контрактов с учителями администрации школ смогут включать в перечень обязанностей учителя любое количество бумажной работы, и законопроект учителя от этого не защитит.

Татьяна привела поражающие данные: каждый год каждая школа сдает две формы отчетности: в одной требуют заполнения 25 000 ячеек, в другой - более 8 000. Чтобы заполнить обе формы, требуется три месяца работы с восьмичасовым рабочим днем. И даже заполненные и сданные формы не спасают от ежедневно поступающих в школы запросов от самых разнообразных органов управления, учреждений и организаций.

Екатерина Морозова, в свою очередь, добавила свою ложку меда в эту бочку дегтя, сказав, что московские учителя вообще не имеют никаких проблем с лишней бумажной работой. Московская электронная школа спасла московских учителей от необходимости тратить время на отчетность, поэтому московский учитель имеет возможность полностью сосредоточиться на своей основной работе и самосовершенствовании.

Ирина Рукавшиникова в ответ выразила радость за московских педагогов и заметила, что финансирование московских школ позволяет иметь в штате сотрудника или сотрудников, которые занимаются всей отчетностью, освободив от этого педагогов, но за пределами столицы это просто невозможно.

В итоге дискуссии Олег Смолин предложил всем заинтересованным в решении проблемы обращаться в комитет по образованию Госдумы со своими предложениями. По обещанию депутата, все обращения будут внимательно изучены. 

Источник: педсовет

Новое видео в базе знаний

Финансирование образовательных организаций и персонифицированное финансирование как новый инструмент финансирования
Анна Вавилова
Просмотр (1:36:07)
Варианты внедрения персонифицированного финансирования в Российской Федерации
Анна Вавилова
Просмотр (2:04:49)
Действующие нормы и актуальные требования к отчету о самообследовании
Галина Савиных
Просмотр (0:57:49)
Структура и текст отчета о самообследовании
Галина Савиных
Просмотр (1:28:55)
Проектирование образовательной деятельности: чему нужно научить каждого педагога
Ольга Бережнова
Просмотр (1:14:27)
Планирование образовательной деятельности: эффективные подходы и современные формы
Ольга Бережнова
Просмотр (1:19:29)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

127410, г.Москва, Алтуфьевское ш., д.35, стр.1

тел.: +7 (495) 120-59-07, e-mail: info@edu-m.ru

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@edu-m.ru 

Рекламодателям
Договор оферты

copyright 2018