Главная Новости«Единственное пространство, которое в XXI веке выглядит так же, как в XIX, это школа»


«Единственное пространство, которое в XXI веке выглядит так же, как в XIX, это школа»

Футуролог Павел Лукша рассказал каким должно стать образование к середине XXI века и как должен измениться человек

09.01.18

Сегодня мир очень быстро меняется, но школа почему-то остается такой же, как и в XIX веке — класс, парты и изучение школьных предметов по программам, которые, в общем-то, тоже мало менялись с XIX века. Эта модель не соответствует потребностям современного мира, в котором постоянно появляется что-то новое. Более того, в будущем изменения будут настолько значительными и быстрыми, что подготовить к ним сегодняшних первоклассников мы просто не сможем.

 

«А значит, первое, что мы должны сказать себе: ребята, нам нужно готовить человека так, чтобы он максимально вариативно мог среагировать на вызовы в изменяющемся мире».

 

Павел Лукша отмечает, что в английском языке есть даже специальное понятие, которое описывает этот непредсказуемый мир — VUCA (volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Футуролог считает, что по-русски это понятие можно назвать «опаньки». В XXI веке «опаньки» будет происходить постоянно и по всему миру. Например, человек получил какую-то профессию, а через несколько лет она исчезает, потому что на смену ей пришло что-то новое.

 

Каким человеком нужно стать, чтобы уметь воспринимать такие известия и подстраиваться под постоянно меняющиеся условия жизни? По мнению Павла Лукши, следующее поколение должно научиться положительно воспринимать любую возникающую неопределенность, потому что это повод научиться чему-то новому и полезному. Такое поведение характерно для маленьких детей — они познают мир в игровой форме и всегда открыты к чему-то новому. Но современная школа, скорее, разрушает такое видение мира.

 

«Проблема нынешней школы в том, что она создана под сложившуюся индустриальную модель общества XIX века. Тогда нужно было много работников, которые слушаются начальника, делают, что им сказано, не выходят за рамки должностных инструкций и по шаблону способны выполнять предписанные задачи».


Школа воспитывает дисциплину, способность подчиняться и выполнять шаблонные действия. Но в сегодняшнем мире неопределенностей такие установки уже не работают.

 

Еще один вызов, с которым придется столкнуться следующим поколениям — увеличившаяся продолжительность жизни. Скорее всего, к середине XXI века люди будут жить больше ста лет, а это значит, что в 60 лет уже нельзя будет выйти на пенсию. Профессиональная деятельность человека будет продолжаться как минимум до 90 лет, а это значит, что за одну жизнь людям придется сменить 3-4 специальности. Для этого человеку придется каждый раз полностью переучиваться и буквально «пересобирать» себя. Если человек не сможет этого сделать, он окажется неспособным влиться в постоянно меняющиеся условия жизни.

 

"Мы наблюдаем это, когда, например, хорошие инженеры советской школы сталкиваются с современными школами цифрового проектирования. Они не способны работать в этой среде, потому что привыкли с кульманом, с линейкой, с коллегами, которые сидят за соседними столами, обо всем договариваться. А им нужно работать в среде, где их коллеги — один в Бразилии, второй в Южной Африке, третий в Индии, в разных часовых поясах, — друг друга вообще в глаза не видели, собирают модель в цифровой среде. Для них это взрыв мозга, они не понимают, как в этом параллельном проектировании можно работать".

 

Понятно, что в ближайшее время школа не сможет сильно измениться. В этой ситуации Павел Лукша советует родителям заниматься дополнительным образованием с детьми. Например, можно отдать ребёнка в детский акселератор. Там он сможет собрать команду, придумать проект и даже заработать небольшие деньги на карманные расходы. Всё это в будущем поможет ему адаптироваться под быстро меняющийся современный мир.

 

Источник: Мел

Новое видео в базе знаний

ФГОС- непрерывный вектор развития общего образования
Кадрия Зайнетдинова

Просмотр ( 1:30:29)
Особенности разработки учебного плана в соответствии с ФГОС СОО
Кадрия Зайнетдинова

Просмотр ( 1:23:56)
Воспитательная программа: от формального подхода к продуктивной реализации
Галина Савиных

Просмотр ( 1:26:20)
Образовательная деятельность школы в условиях реализации ФГОС общего образования
Наталия Шевелёва

Просмотр ( 1:17:15)
Организационная модель воспитательной работы в современной школе
Галина Савиных

Просмотр ( 1:32:09)
Сетевое взаимодействие и сетевая форма реализации образовательных программ
Елена Дробышева

Просмотр ( 1:03:34)

Ассоциация руководителей образовательных организаций

тел.: +7 (495) 108-06-73

e-mail: info@edu-m.ru

Рекламодателям

copyright 2018
'