Ассоциация руководителей образовательных организаций


«Дополнительные деньги»

Людмила Рыбина — о сокращении финансирования московских школ.
16 марта 2015

В Москве было, не считая школьных, внешкольных вот, отдельных 158 образовательных учреждений дополнительного образования. И сейчас их уже 60. А будет – гораздо меньше. Вот, например, по Центральному округу их было 17, сейчас 8, а останется одно. Но как они будут функционировать дальше вообще непонятно, потому что на первое сентября они финансирования не получили. Были какие-то минимальные запасы, какие могут быть у образовательного учреждения, и вот я знаю ряд учреждений, которым сказали попытаться первую зарплату сентябрьскую выплатить своими силами что называется. У кого-то была какая-то минимальная аренда, у кого-то были платные коллективы, платные кружки, платные секции, и вот соответственно эти деньги удалось как-то перераспределить – первую зарплату заплатить.

Надо сказать, что после выхода статьи в «Новой Газете», ну вот меня просто накрыло, меня засыпало, потому что она попала. Понятно почему попала, потому что реально люди остались без финансирования и в общем 158 учреждений – это большой штат сотрудников, это, во-первых, большое число сотрудников, а во-вторых, детей и их родителей, для которых это было важно. Это я сейчас говорю только про Москву, а в общем примерно, какие-то похожие процессы они и по стране идут. Потому что вот этот недостаток финансирования, то есть вообще полное отсутствие финансирования, оно вызвано тем, что в новом законе об образовании, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, финансируются только образовательные программы, которые обеспечивают федеральный образовательный стандарт, а дополнительное образование должно финансироваться как-то по-другому.  А уход и присмотр вообще не финансируются.

Вот отсюда всплыли в начале этого учебного года проблемы с продленными группами, отсюда же проблемы и со всем дополнительным образованием. Потому что Министерство Образования не разработало какие-то особых методик, по которым должно было начать финансироваться дополнительное образование. Их просто нет на сегодняшний день. На местах их тоже не создавали, потому что привыкли ждать указаний из центра, и вот как я в этой статье написала, как сказал научный руководитель института Проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, он сказал, что управляемость в системе образования упала до нуля. Но вот это уже даже не до нуля, а далеко за ноль, если  целые учреждения не получили финансирования. Ещё раз говорю, что меня вот просто накрыло, потому что пошло столько звонков и столько писем, от людей, которых это как-то касается. Вот у меня, например, письмо от родителей. Мама многодетная, у неё двое сыновей занимаются в спортивной школе №1 Дворца Пионеров, бывшего Дворца Пионеров на Ленгорах. Фактически они сейчас должны оставить этот коллектив, с которым они долгое время тренировались, потому что коллектив больше не может на безвозмездной основе, вот по новым положениям и порядкам, не может тренировать старших ребят, которые занимаются уже на продвинутом уровне.

Вчера я была в другом образовательном учреждении дополнительном, не буду его называть, потому что, к сожалению, сегодня руководители учреждений боятся себя называть и это понятно почему, потому что каждый руководитель образовательного учреждения может быть уволен учредителем без объяснения причин и происходит это прямо в один день. А как рассказывают руководители это происходит вообще прямо на совещаниях у руководителя департамента образования Исаака Калины. Он просто вот в зал говорит: «Все, вы с сегодняшнего дня больше не руководитель».  И понятно, что в такой ситуации, люди просто боятся открыто заявлять свой протест, хотя, с другой стороны, казалось бы, им терять уже больше нечего, потому что финансирования они лишены.

Часть этих образовательных учреждений уходит в культуру, ну, пытается уйти в культуру. Но там тоже будут свои ограничения. Потому что понятно, если в образовательном учреждении, в детском доме творчества, том, что раньше называлось Дом Пионеров или Дворец Пионеров, если там раньше были и художественные коллективы, танцевальные коллективы, научно-технические какие-то и спортивные коллективы, то, уходя в культуру, они, понятно, могут сохранить только какие-то художественные коллективы. Уходя в спорту, ну, в комитет по спорту, они смогут сохранить только спортивные коллективы. То есть вот такой комплекс, который был в детских образовательных домах творчества, он фактически может сохраниться только, понятно, в образовании. Или же, на уровне города. Ну вот на уровне муниципалитета может быть должны быть приняты какие-то решения. Чтобы по прежнему существовали эти детские внешкольные учреждения, но чтобы там аккумулировались разных ведомств, что в общем то логично на уровне одного города. Соединить это межведомственное это соединение, преодолеть барьеры и соединить эти деньги на уровне этих учреждений. Но вот пока это не делается, к сожалению.

Это я сейчас говорила об отдельных учреждениях, которых я как говорила, до недавнего времени в Москве было 158 и которые, к сожалению, стремительно сокращаются или каким-то образом пытаются бежать из образования. Спастись, убегая из образования. Были школы в которых внешкольная внеклассная работа составляла реально значительную часть и была зачастую изюминкой школы. Это и школьные театры, это и школьные спортивные коллективы. Разные школы по-разному, где были какие-то специалисты, тем она и отличалась, тем она и привлекала, а не только чисто вот образовательной программой, которую обязана реализовывать каждая школа и которая, ну так скажем, по-прежнему пока финансируется и остается актуальной. Но для детей и для родителей не только она актуальна и это понятно. И по-видимому в ближайшие месяцы школам будет профинансирована дополнительная работа, хотя как пережить эти месяцы тоже не очень понятно. Потому что в сентябре школам не было профинансировано не дополнительное образование, не, например, та же самая продленка, без которой школа тоже просто не может существовать. Элементарно родители должны работать, чтобы родители работали – дети должны быть под присмотром. И вот то, что в федеральном законе присмотр вообще исключен из финансирования – это несколько странно.

Вот у нас есть система образования, но нужно честно признаться, что на системе образования всегда, во все времена, вот эта роль присмотра, она лежала. И без неё просто функционирование общества дальше нереально, потому что родителям нужно уходить на работу и школа, обучая детей, в тоже время, на эти часы, которые они находятся в школе, за ними присматривала и даже по закону известно, что педагоги отвечают за ребенка в это время. То есть они осуществляют не только обучение, но и присмотр, де факто, но и де юре тоже. Поэтому исключить из финансирования присмотр нереально, потому что дальше просто непонятно, что делать родителям.

Ну, вот я говорю, что сейчас, вроде бы, говорят, в Москве, это все на уровне – «говорят». К сожалению, я сейчас ещё немного в сторону, ещё раз, к сожалению, управление московским образованием последние годы, как рассказывают руководители образовательных учреждений, сводятся к устным инструкциям часто. То есть, письменных приказов нет. Видимо потому, что письменный приказ можно оспорить, можно в суд с ним пойти, это реальный документ, с которым можно как-то бороться. А здесь происходит такое управление путем устных инструкций.

Сначала, как рассказывают руководители, в начале года было сказано: «Открывайте платную продленку». Как только родители стали жаловаться, писать во все места, органы соответствующие что вот нас заставляют платить за продленный день, министр Ливанов пообщался с руководителем департамента Московского образования и, так сказать, погрозил, что это незаконно. И тут уже в школы пришло распоряжение и даже такое устрашающее, я бы сказала, распоряжение, в котором было написано, что пройдут проверки и те, кто открыл платную продленку будут наказаны.

К сожалению, кто бы ни был виноват в этой ситуации, во всей сложившейся на данный момент ситуации, виновато ли Министерство, что оно не разработало соответствующие приказы и инструкции, которые помогли бы все профинансировать. Виновата ли действительно нехватка средств – недостаточные средства, заложенные в эту отрасль, но кто бы ни был виноват на деле, виноватым делают директора.

Источник: «Новая Газета», интервью можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=DIvUGQtupuc

 

В интервью обсуждается эта статья: http://www.novayagazeta.ru/society/65688.html

Новости по теме


Copyright 2014-2015