Ассоциация руководителей образовательных организаций


10 привычек истинного руководителя

Портал "Управление Образованием" продолжает публиковать выступления со своих мероприятий. Мы публикуем вторую часть доклада президента ассоциации «Территория образования», коуч-психолога Шилкиной Марины Александровны на тему применения коуч-технологий в образовании и привычек успешных руководителей.
05 августа 2015

Я очень хочу остановиться на привычках успешных руководителей.

1. Они окружают себя счастливыми людьми. Радость заразительна. Исследователи, проводящие исследования по распространению счастья, более 20 лет назад обнаружили, что те, кто окружен счастливыми людьми, вероятнее всего, будут счастливы в будущем. И те, кто находятся рядом с ними, в том числе сотрудники, будут счастливы работать с таким руководителем.

2. Они улыбаются. Даже если вы не чувствуете себя счастливым, подумайте о чем-нибудь хорошем и улыбнитесь этой мысли. Они развивают способности к восстановлению, это очень важное качество руководителя. Если вы не можете сами восстановиться, вы не можете мотивировать, не можете вдохновлять своих сотрудников. Психологи считают, что именно способность к восстановлению антоним депрессии, а не счастье. Счастливые люди всегда знают как оправиться от потрясений.

Один из постулатов коучинга — проблем нет, есть одни возможности и невозможное возможно. Поэтому я очень люблю эту науку, всегда использую, сейчас у меня есть программа по работе со своими сотрудниками, так как штат дейстительно очень большой, более 500 человек,я не имею возможности увидеть всех их. Но, конечно, хочу, чтобы они сохранили лояльное отношение к нашей компании и работали у нас. Поэтому сейчас мы с нашей командой психолов разработали тренинг, я его сама провожу, я езжу в каждый филиал. Это практические занятия, связанные с системой Станиславского, с развитием интересных способностей, выявлением талантов у каждого сотрудника. Тренинг проводится с нянечками, воспитателями, директорами и педагогами дополнительного образования. То есть это та самая практическая вещь, которую я сама провожу.

В течение месяца я объезжаю филиалы, на сентябрь у меня отдельный тренинг. Исходя из опыта, это колоссальное изменение в глазах людей. Они встречают меня так: «О, Марина Александровна, спустилась с небес!». И сначала такой негатив, отторжение идет. Но что происходит через 2-2,5 часа? Они видят, что я такой же простой человек. Я валяюсь с ними на полу, мы играем, мы занимаемся разными упражнениями, тестированием. То есть люди сближаются. Сближаются между собой, потому что они работают по нескольку лет и не видят, не чувствуют, как они относятся друг к другу, какие у них взаимоотношения в команде, какие плюсы и минусы этих людей. И не видят своео руководителя. Я считаю, что это очень важный момент, я его активно применяю и готова сейчас с вами поделиться и программами, и тренингами, чтобы вы тоже могли использовать в своем коллективе.

И после вот этих тренингов, люди не только меняют в целом отношение к себе, они меняют отношение к компании, что, наверно, самое главное. И где бы вы ни находились — муниципальное это учреждение или частное, все это одинаково. Руководитель — он везде руководитель. Ещё раз повторю, наверно, самый первый тезис. Руководитель должен вдохновлять и видеть таланты других людей. Вот общаясь на тренинге, очень много девочек показали себя с такой интересной стороны, открыли новые грани и возможности, хотя я видела их в первый раз. И среди своих девочек я нашла и руководителей на новые филиалы, у нас сейчас открывается порядка где-то 12 школ и около 20 садов. И мне очень важно найти людей, которые уже в моей структуре были, уже бы знали те принципы, те цели и задачи, которые у нас есть и сложились в течение 10 лет. Поэтому такой механизм, я считаю, очень полезен и эффективен для применения.

3. Они стараются быть внимательными ко всему хорошему. Очень важно увидеть в своем сотруднике ту изюминку, тот талант, который вы можете использовать. Опять же из практики. Мы очень много, когда проводили занятия, меняли формат. Вот девочка-воспитатель и работает с детишками на группе. Но у неё открылся колоссальный талант. Она может руководить, она может собирать информацию, она может готовить отчеты, которые тоже необходимы. А другие сотрудники, мягко говоря, не очень хотят это делать, не связаны с этим и так далее. И мы сейчас поручили ей кураторство в этом саду. Она сейчас занимается сбором информации, и люди довольны, которые не хотели это делать и человек доволен, что ему дали ответственность, ему дали надбавку к зарплате. Вот такие мелочи, такой маленький пример, но это очень важно видеть. И когда вы внимательны к хорошему, вы увидите в каждом человеке что-то такое хорошее, интересное, и если вы отметите это, то человек будет работать с большей отдачей для вас.

4. Они ценят простые удовольствия. Они посвящают часть своего времени на то, чтобы давать. Давать именно со всей душой, со всей отдачей. Вы даете что-то людям и взамен получаете намного больше. Это принцип не только успешных людей, но и просто хороших, истинных руководителей.

5. Они разрешают себе терять ощущение времени. Это больше, наверно, относится к личному времени. У каждого руководителя, наверняка, есть и какая-то своя личная жизнь, и какое-то пространство, которое хотелось бы себе уделить. Вы должны в какое-то время потерять ощущение, успокоиться, отдохнуть, восстановиться, чтоб потом с новыми силами отдать себя для своих сотрудников.

6. Они предпочитают глубокое общение легкой болтовне. Те вопросы, которые не связаны с вашей деятельностью, затрагивают какие-то мелкие обиды и интересы, их, конечно, лучше избегать в своей практике.

7. Они тратят деньги на других. Что это значит? Это тезис про то, как своим сотрудникам помогать, их настраивать. Например, у нас сейчас возникает проблема, что очень многие специалисты и дополнительного образования, которые работают в сети, и просто педагоги, они хотят повышать свою классификацию. Для этого мы, естественно, тратим деньги, но потом получаем обратно очень большой поток информации, которую эти педагоги несут всей сети, естественно, проходят массовые обучения, которые в целом сказываются на результате нашей совместной работы.

8. Они умеют слушать. Это очень важное качество успешного руководителя. Естественно, действительно иногда важно просто послушать. И у меня много разных переговоров и с инвесторами, и с руководителями, и с родителями. Очень важно просто посмотреть на человека, посидеть. У меня были один раз трехчасовые переговоры, где я ни сказала ничего, я просто поддакивала и человек ушел довольный совершенно, удовлетворенный тем, что он сказал. Это очень важное качество, которое я рекомендую использовать в своей практике.

9. Они поддерживают связь. Что это значит? Это поддерживание связи со всеми. Это родители, сотрудники, государственные органы, проверяющие. Очень важно вовремя поздравить с днем рождения, вовремя сказать что-то приятное, вовремя приехать. Это сказывается на ваших взаимоотношениях и в дальнейшем, конечно, способствует развитию вашего потенциала руководителя.

10. Они ценят хорошую музыку, занимаются физическими упражнениями, хохочут и они широко шагают. Это не метафора. У счастливых руководителей походка свободнее и раскованней, шаги шире. И это запускает цепную реакцию в мозгах. Чем свободнее мы ходим — тем мы счастливее. Как ни парадоксально это звучит. Попробуйте пройтись мелкими шаркающими шагами, уставившись себе под ноги. Чувствуете вы себя счастливым? То-то и оно.

Шилкина Марина Александровна


Президент Ассоциации «Территория образования», член экспертного совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дошкольному образованию
Посмотреть подробный профиль


Новости по теме


Copyright 2014-2015