Ассоциация руководителей образовательных организаций


5 ситуаций, когда в школе пригодится медиатор

В современном образовании с каждым годом все больше и больше растет интерес к вопросам медиации в школах. Какие основные конфликты способен разрешить этот «герой»?
01 апреля 2015

Уровень образования в России улучшается, улучшается и уровень воспитания. В школах все меньше «кровавых» разборок, которые имели место лет 10 назад.  Но проблемы не исчезла совсем. Дети проводят в школе основную часть своего времени, да и внешкольное время часто связано с учебой, одноклассниками и отношением с учителями. Школа – это второй дом и мирная обстановка в нем очень важна для психологического здоровья ребенка.

И поэтому фигура медиатора все чаще и чаще встречается в школе. Кто такой медиатор, нужен ли он и что он делает в школе?

Отличить работу психолога-педагога от медиатора не всегда просто, грань очень тонка. Медиатор – это тот человек, который помогает решить сложившиеся споры в школе. Это может быть конфликт между учениками, конфликт учителя и ученика, учителя и родителя. Во всех этих случаях посредником может стать медиатор, некий третейский судья.

Но нужен ли такой «герой»? Разве дети не должны сами справляться со своими трудностями, ведь это опыт, который пригодится им потом в выстраивании отношений во взрослой жизни?

Какие основные конфликты решают медиаторы?

Конфликт учитель-ученик.

«Девочка перестала заниматься, считает, что учитель относится к ней предвзято, занижает оценки. Учитель же уверен, что девочка ленится, не учит уроки, отвечает слабо. На защиту девочки встали другие ребята из класса и пожаловались классному руководителю. Назрел серьезный конфликт», - рассказала в журнале «Вестник Образования» школьный медиатор Марина Быкова.

Можно пустить вопрос на самотек и позволить сторонам самим разобраться с конфликтом, но каждый будет уверен в своей правоте. Привлечь родителей – это привлечь заинтересованную сторону. А администрация не может реагировать на каждое столкновение интересов – никакого времени не хватит. Поэтому «переговоры» с наблюдателем – хороший способ решения проблемы.

Конфликт ученик-ученик

Произошла драка в школе. Обе стороны твердят, что правы. Класс конфликтный и классный руководитель уже устал разбираться, у него и своих дел навалом: нагрузка, отчетность и документация, ещё и домашнее задание проверить.

Но ученики не перестанут драться, пока проблема не будет решена. И тут снова может пригодиться медиатор, который рассадит драчунов по углам и выслушает позиции. Часто в таких случаях детям всего лишь нужно выговориться о том, что их волнует. А их никто не слышит, поэтому в ход и идут кулаки. Если организовать общение, дать им выговориться, то чаще всего проблема решается сама, без особого вмешательства медиатора. Но детям нужен взрослый, который сможет организовать «нейтральные воды» для разговора.

Конфликт родитель – учитель

Как известно, свое чадо всегда право и все вокруг него обидчики. Некоторые родители свято придерживаются этого правила и не готовы к критике со стороны учителей. Многие готовы писать жалобы во все вышестоящие инстанции, лишь бы защитить своего сына или дочь от «учительского» произвола.

С такими родителями необходимо работать, иногда с ними ситуацию решить ещё сложнее, чем с детьми. Взрослых, как говорится, не исправить. Но попробовать можно.

Тогда стоит устроить «переговоры», которые должны регламентироваться со стороны, чтоб стороны не просто выливали друг на друга все скопившиеся претензии, а структурировали свою позицию.

Конфликт учитель-учитель

Этот конфликт происходит реже всего, обычно взрослые люди из одного коллектива предпочитают решать вопросы, не прибегая к помощи посторонних. Однако, если такие столкновения происходят, все это сваливается на голову директора, который в срочном порядке должен разбираться в ситуации и решать, кто прав, а кто виноват.

Эту ситуацию может облегчить присутствие медиатора, который анализирует психологическую обстановку в коллективе и предотвратить конфликт изначально. Или, если все же произошел спор – помочь решить его, не отвлекая руководство.

 

Конфликт «внутри»

Кроме внешних конфликтов, есть ещё конфликты внутренние. Работа со сложными детьми, находящимися в группе риска, изгоями. Оценка общего состояния класса. Анализ показывает, где есть проблема. Ведь часто конфликты возникают по причине, которую не так легко выявить сразу. Учитель, который слишком психологически давит на класс или один «задира», который заставляет класс разбиться на два лагеря.

Тут проблема решается уже с помощью личных бесед, в которых медиатор проявляет себя больше в качестве психолога, цель которого – докопаться до сути. И помочь ребенку адаптироваться, принять свои сильные и слабые стороны, выстроить отношения со сверстниками и наставниками.

Если в штате школы нет психолога, то эти проблемы остаются не решенными, дети не получают поддержки, многие настолько закрыты, что даже родители не в курсе их «школьных» проблем. В этом случае должность медиатора становится очень востребованной.

 

Выходит, что должность медиатора довольно полезна. Множество вопросов можно уладить, не отвлекая от работы руководителя. А учитывая объем работы директоров школ в настоящее время – это действительно важно.

 

Кристина Сыцко


Новости по теме


Copyright 2014-2015