Ассоциация руководителей образовательных организаций


Кризис - это возможность!

Портал "Управление Образованием" продолжает публиковать выступления со своих мероприятий. В этот раз мы приводим для вас часть специалиста Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Абдуллиной Лилии Энгелевны о технологии «Ситуация», которая используется в обучении школьников и дошкольников Центра.
18 августа 2015

В чем заключается концептуальная идея образовательной системы «Школы 2000»? Это непрерывная образовательная система, и та технология, о которой я буду говорить, она на всех уровнях образования имеет свои модификации.

Говоря о том, что сегодня мы хотим, чтобы человек, вне зависимости от того, на каком уровне образования он находится, на какой ступеньке, владел в соответствии с возрастом теми инструментами, то есть был активным деятелем, созидателем, умел сам себя переучивать, самоизменяться и расти, необходимо опереться на теорию.

Людмила Георгиевна Петерсон опирается на общую теорию деятельности О.С. Анисимова, на основе этой теории была построена её система, которая говорит о том, что мы на каждом уровне образования даем обучающемуся те инструменты, которые позволяют ему саморазвиваться.

В чем заключается механизм самоизменения и какую роль в процессе его формирования играет дошкольная ступень? Когда вдруг мне захочется самой себя изменить, что-то сделать, переосмыслить? Не Марье Ивановне захочется, а именно лично мне? Когда возникают какие-то проблемы. Потому что если у меня все хорошо, то зачем мне что-то в себе менять? И Эйнштейн писал: «В затруднении содержится возможность».

Существует китайский иероглиф «кризис», в китайском он обозначается двумя иероглифами. Один из них означает «опасность». И действительно, любой кризис, любое затруднение, вызывают у нас чувство тревоги, опасности, некомфорта. А второй иероглиф обозначает «возможность». То есть в каждом кризисе, в каждом затруднении, одновременно присутствуют и опасности, и возможности.

У нас в жизни немало кризисов, кризисов в жизни наших детей, а сколько их ещё ждет? И, конечно, нам хочется, чтобы среди этих иероглифов ярче был второй. Поэтому первое, что мы берем для себя, осваивая технологию «Ситуация» на курсах, что любой кризис содержит в себе возможность. То есть возможность для роста, для развития. И мы хотим, чтобы наши дети умели преодолевать эти кризисы, возможность можно взять, а можно и не увидеть даже. Поэтому Людмила Георгиевна поставила задачу, опираясь на общую теорию деятельности, разработать такой инструмент, который бы позволял наиболее коротким путем, наиболее оптимально преодолевать затруднения. При этом, не нанося ущерб окружающим, на уровне созидателя, но затрачивая меньше усилий.

И она не изобретала велосипед, потому что такой инструмент он ещё и во времена Гегеля был создан. И на основе этого инструмента вы поймете ту аксиому самореализации, на основе которой строится технология.

Несмотря на то, что мы можем ставить великие цели,  педагогу нужен конкретный инструмент. К этому инструменту мы с вами и подходим.

Технология «Ситуация» строится на основе аксиомы рефлексии. И вот шаги аксиомы рефлексивной самоорганизации. Это шаги по наиболее короткому пути преодоления любого затруднения.

  1. Действие, в котором возникло затруднение. Сколько раз в нашей жизни были ситуации, когда мы знали, что столкнемся с затруднением и поэтому от этого действия отказывались? В этом случае, без этого шага просто невозможно преодолеть затруднение и вырасти. Поэтому наши дети, которые работают по этой технологии, не боятся затруднений, они знают, что они могут с ним столкнуться. Но должен быть такой уровень самооценки и опыт прохождения этих шагов, на котором они знают, что затруднение не страшно и его можно преодолеть.
  2. Фиксирование затруднения. То есть: «Я пока не могу». Очень часто у нас в глубине души, и это сформировано нашей же системой образования, что если я чего-то не знаю и не умею, то это стыдно, плохо, а вдруг обо мне что-то подумают и так далее. Я провожу такой эксперимент на курсах, даже с родителями. Представьте, что вы в школе ученики, а я учительница, захожу в класс. Открываю журнал и говорю: «Так. К доске пойдет…». И что происходит на уровне ощущений? Хочется съежиться, спрятаться под парту. «Только бы не меня». А теперь вспомним детишек помладше. Ведь, когда их спрашивают, они тянут руки, даже если ещё не придумали, что ответить. Они готовы, они верят, они хотят, думают, что они смогут. А дальше мы постепенно, желая самого лучшего нашим детям, эту инициативу сами же отбиваем. А в данном случае признаться, что здесь я чего-то не знаю, не умею — это и не страшно, и не стыдно. Это абсолютно нормально.
  3. Анализ этапов действия и определение места затруднения. Это не просто - «Я ничего не могу». Предположим, мне нужно было подготовить презентацию в программе «PowerPoint», а я не умею. Я же не просто не умею компьютером пользоваться, я умею включать его, набирать тексты. Конкретное место - я не умею работать именно в этой программе.
  4. Определение причины затруднения. Я пока чего-то не знаю, не умею. Почему? Этот шаг очень важный, и этому шагу учатся детки и, пока мы учим детей, мы и сами этому учимся. Что, оказывается, причина затруднения всегда находится во мне. Не начальник дурак, не муж такой-то. Если что-то происходит - «Я не умею договориться со своим начальником», «Я пока не знаю способа» и так далее. Берем ответственность на себя и только в том случае, когда я принимаю ответственность на себя, я могу и дальше себя менять.
  5. Постановка цели и построение проекта выхода из затруднения. Если я знаю причину, чего я пока не знаю и не умею, тогда я поставлю цель. Очень важно построить проект выхода.
  6. Реализация построенного проекта.

Вот эти шаги аксиомы рефлексивной самоорганизации. И именно эти же самые шаги и положены в основу технологии. И этот принцип отражается в прекрасной цитате: «Когда Бог посылает вам подарок, он заворачивает его в проблему. И чем в большую проблему он его заворачивает, тем больший подарок скрывается под оберткой».

Абдуллина Лилия Энгелевна


Руководитель отдела дошкольного образования Центра системно-деятельностной педагогики "Школа 2000..." АПК и ППРО РФ
Посмотреть подробный профиль


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015