Ассоциация руководителей образовательных организаций


www.edunor.ru

Лучший директор школы — 2015 дала интервью РИА Новости

Победитель Всероссийского конкурса «Директор школы — 2015» директор школы №5 города Надыма (Ямало-Ненецкий автономный округ) Елена Лихацких дала интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой.
03 декабря 2015

— Елена Викторовна, Вы стали лучшим директором 2015 года, первой женщиной, победившей в этом всероссийском конкурсе. Чем Вы сами объясняете свой успех?

konkurs.direktor.ru— За моей спиной стояли сильные команды профессионалов. Во-первых, ямальское образование всегда на шаг впереди: мы часто обучаемся, постоянно обмениваемся опытом, обновляемся, живём «на волне». Мы не успеваем «бронзоветь», а это очень ценно. Во-вторых, я прошла обучение в Высшей школе экономики по программе профессиональной переподготовки, которую организовал профессор Анатолий Каспржак. Думаю, что равной этой программе в России нет. Современные технологии, которые применяются во время обучения, полностью меняют стереотипы мышления. В-третьих, организаторы конкурса задумали его таким образом, что в процессе неминуемо должна была уйти профессиональная и личностная скрытность, которая зачастую возникает в директорской среде. От нас требовалось плыть именно в этом русле, что мы с удовольствием и делали.

— Вы, наверняка, потомственный учитель?

— Я представитель четвёртого поколения учителей в нашей семье. Нашей династии уже более 250 лет. Я говорю об этом с гордостью, а не для того, чтобы похвастаться. Что такое династия? Человек сам верен своей профессии, да и детей воспитывает в уважении к ней, хотя профессия учителя далеко не из лёгких. Но иной жизни я для себя просто не представляла. Выбор никогда не стоял: все было нацелено на педагогику.

— Тема эссе заочного тура в прошлом году звучала так: «Человеческие ресурсы: деньги в управлении». В этом году в тему явно добавили драматизма: «Мотивация персонала: что, кроме денег». Так что же?

— Я полностью согласна с Константином Ушаковым (председатель жюри конкурса): количество денег, которое получает человек, не влияет на качество его работы, а иногда возникает и обратно пропорциональная зависимость. Кроме материальных стимулов, должны быть стимулы моральные. Учитель должен иметь желание и внутреннее стремление себя реализовать. Мне близки слова начальника Департамента образования ЯНАО Ирины Сидоровой, что учитель должен «сбегать» в будущее, вернуться и научить ребёнка жизни в новом мире. Учить не прошлым, а будущим. И такой труд оценивается не деньгами. Деньги в данном случае — последствие честной работы с полной отдачей.

— Где же найти такие кадры?

— Ямальское образование не обошла общероссийская проблема: педагогические кадры стареют, требуют смены. Иногда эта смена происходит болезненно, возникают столкновения двух частей коллектива — стажистов и молодых педагогов. С одной стороны — опыт и давление авторитетом; с другой — стремление к творчеству, инновациям и попытки «подрезать крылья». Но и молодые педагоги бывают очень разные: стремление работать в режиме развития присутствует далеко не у всех. Иные стажисты и после 25 лет педагогического стажа продолжают развиваться, работая «на гребне волны». Здесь важен не столько стаж, сколько здоровый внутренний «кураж», неуспокоенность педагога.

— Как Вы сглаживаете подобные конфликты?

— Я разработала проект сетевого взаимодействия учреждений «Педагогический фандрайзинг» (использование заимствованных ресурсов). Педагоги не всегда готовы поделиться накопленным педагогическим опытом с начинающими учителями. Зачастую опытный преподаватель думает примерно так: «я помучился, теперь твоя очередь».

Нам нужно было найти какие-то точки соприкосновения, на общей волне соединить этих разных людей. Мы в нашем муниципалитете создали несколько сетевых пар. Не могу сказать, что идея была всеми воспринята «на ура», более того, была предпринята попытка сопротивления в духе «не хочу делиться, это мой опыт, моя методика, она приносит мне результат»… Тогда мы провели серьёзный психологический тренинг с включением педагогов из разных школ города. Стажисты должны были почувствовать себя в роли молодых учителей и выбрать себе того члена коллектива, который им максимально близок по духу и психологически комфортен.

— Эта Ваше собственное директорское ноу-хау?

— Да, меня активно поддержал Департамент образования. В Надыме работала специальная площадка «Развитие кадрового потенциала». На этой площадке собрались педагоги из разных школ города, а для нашей школы это было особенно актуально, ведь иногда новые молодые специалисты в маленьких городах оказываются одинокими в своей профессии. Например, учителю информатики элементарно не у кого было научиться в нашей школе.

— Каковы результаты этого проекта?

— Результаты достаточно серьёзные: многие учителя повысили квалификационные категории, причём это коснулось как стажистов, так и молодых педагогов. В городе образовались сетевые пары, образовательные дуэты, тройки… Возникло даже целое сетевое сообщество на базе легоконструирования. Мы почувствовали, что у людей есть к этому интерес. Эту инициативу может загубить только управленческое нежелание директоров делиться своими педагогами. Очень сложно иметь под своим крылом звезду, не просто руководить талантливыми людьми, гораздо проще — обычными. Мы рискнули. Не могу сказать, что повсюду засияли звезды, но люди действительно раскрылись.

— Какие теперь планы на будущее?

— Мы планируем, а Бог улыбается. Лично у меня ещё многое не сделано. Процесс формирования коллектива не завершён. Остаются профессиональные шероховатости, о которые «спотыкаются» учителя. Нет полной самоотдачи у 100% коллектива, хотя я отдаю себе отчёт в том, что этого никогда и не будет, главное — повысить КПД.

Хотелось бы реализовать ещё один проект, связанный с ориентацией наших детей на поступление в высшие учебные заведения. Мы сейчас активно работаем над проектом «Естественнонаучное конвергентное образование». Суть его такова: суметь преподать физику, биологию и химию в виде естествознания — предмета, дающего ребенку цельную картину мира, а не раздробленные знания. Учителя в целом готовы к этому, просто нужна система и личная заинтересованность. Нужно постоянно быть лидером и остро чувствовать — у человека глаза чуть потухли, значит надо «выдергивать», поддерживать, возрождать утерянный интерес.

— За что Вы можете сразу уволить учителя?

— Ни за что. Нет таких нарушений, за которые человека можно сразу уволить, каждому надо дать шанс. Мы сейчас не говорим про запредельные вещи, когда ребёнку нанесён вред здоровью — это даже не обсуждается. Но что касается педагогических ошибок, это совершенно нормальный процесс. Просто надо анализировать, почему они допущены, как человек с ними работает.

— В Вашей школе 510 детей. Вы каждого знаете в лицо? Как Вы к ним относитесь?

— Я сама действующий учитель истории высшей категории. Работаю со старшими классами. Сейчас у меня профильная группа детей гуманитарно-юридического профиля. Не секрет, что у нас в юристы идут все, кто в физике не силён. Моя цель — сломать этот стереотип, показать детям другой мир. И отношение к ним — просто как к людям, взрослым и достойным людям.

— По Вашим наблюдениям, ГИА, ЕГЭ и всевозможные мониторинги структурируют мозг этих людей?

— Все перечисленное мы должны принимать и исполнять. Но на мой взгляд, любая обезличенная оценка знаний не всегда бывает объективной. Я всё-таки за то, чтобы присутствовал элемент личного, контакт «глаза в глаза».

— Что Вам не даёт покоя, что привело Вас на этот всероссийский конкурс директоров школ? К чему Вы призываете своих коллег и подчинённых?

— Мы часто за формальностями не видим истину. Не всегда можем позволить себе сказать правду, чтобы не портить отчётность и статистику. А правда нужна, по крайней мере, перед самим собой. Нам надо уметь видеть и исправлять свои ошибки, брать на себя ответственность за их последствия и стремиться к успеху.

Источник: РИА Новости


Полезные книги



Copyright 2014-2015