Ассоциация руководителей образовательных организаций


Новая концепция образования: взгляд изнутри

Преподаватель русского языка и литературы московского лицея N 1535, лауреат премии президента Галина Черных о годе литературы и методике её преподавания.
03 февраля 2015

У вас претензии к концепции есть?

Галина Черных: Я не чувствую никакой опасности, это всего лишь документ, который будет дорабатываться. Произведения, которые представлены в списке, в большинстве своем связаны с нашей историей, которая ребенку часто становится понятной именно через слово писателя, а не через факты учебника. Зачем же лишать ученика такой возможности? Почему бы о сталинских репрессиях не рассказать, опираясь на отдельные главы или эпизоды романа "Архипелаг Гулаг"? Можно потрудиться и сопоставить главы из романов Солженицына и Прилепина "Обитель". Мы должны найти такое слово, такой подход, чтобы дети услышали и захотели слушать дальше. Книги имеют тайну выбирать не только своего читателя, но и поколения читателей.

Не ограничит ли концепция свободу и творчество учителя? Вся страна сегодня изучает Шолохова, завтра - Чернышевского, послезавтра пишет диктант на проверку пунктуации...

Галина Черных: В основных положениях есть "вариативность в обучении" и "недопустимость унификации методов и приемов". Многим не нравится определение "единое культурное поле". Но ведь на нем выстроена вся концепция музейной, выставочной работы, репертуар театров... Да и мы, говорящие на разных языках, понимаем друг друга и потому, что знаем Шекспира, Сервантеса, всем миром читаем Чехова и Достоевского. Я хорошо помню нашу растерянность на лицейских вступительных экзаменах в 90-х годах. Одни абитуриенты читали Экзюпери, а другие - басни Крылова, третьи в подробностях изучали сквозную тему игральных карт в мировой литературе. Кого-то выучили устному монологу и даже письму, а кто-то протанцевал произведение (и такие методики были). Вот этого я точно не хочу.

Сейчас много говорят о западных методах преподавания литературы. В некоторых французских школах список литературы, изучаемой в предстоящем учебном году, выдают учителю перед началом занятий. Начинается лихорадочное знакомство с книгами... Как об этом говорить, как учить? Мне жаль французов.

2015 год объявлен Годом литературы. Именно словесники больше всего возмущались тем, что этот предмет теперь надо сдавать в виде тестов. Может, по такому случаю отменить ЕГЭ по литературе?

Галина Черных: Зачем? Ученики и учителя работали не один год. ЕГЭ - некий итог нашего общего труда, и тому, кто трудился честно, есть что показать.

Знакомый учитель рассказал: "Проходим Горького. Ученик тянет руку: "На дне" - это про водолазов?" Как вернуть любовь к книге или литературная речь уже прочно вытеснена SMS-ками и соцсетями?

Галина Черных: Сегодняшние дети - визуальщики, их окружает огромное количество рекламы, всевозможных слоганов, плакатов, картиночек, которые несут много информации. Гаджеты - бизнес и мощное отвлечение от чтения, которое становится уделом элиты. Соревноваться нет смысла. Учитель должен подстраиваться под современного ребенка, все это осваивать, может, даже в чем-то ломая себя. Дети в этом отношении, как сказал Николай Петрович Кирсанов из романа "Отцы и дети": "Лучше нас". И нам эту горькую пилюлю проглотить придется. У себя на уроках я разрешаю пользоваться электронными книгами, но только формата А-4. В конце концов, это удобно хотя бы потому, что не приходится таскать тяжеленные портфели. Смартфоны, телефоны на уроках категорически запрещены.

Правда, что у вас некоторые ученики создали в соцсетях странички от имени Евгения Онегина?

Галина Черных: Да, я говорю им: "Можете сделать страницу в "Википедии", написав про литературного героя, или создать страничку "ВКонтакте". Но обязательно должны там отразить круг его друзей, интересов, дать иллюстрацию. И все это должно соответствовать исторической правде. Детям нравятся такие задания: они пишут "напоминалки": там будет бал, там - детский праздник. В конечном итоге вся эта работа сводится к тому, чтобы ученики еще и еще раз обратились к тексту.

Источник: Интервью Ирины Борисовой, «Российская газета».


Новости по теме


Copyright 2014-2015