Ассоциация руководителей образовательных организаций


Самая главная наша проблема

Ректор МГПУ, бывший замминистра образования Игорь Реморенко рассказал журналу "Сноб" о самой главной проблеме российского образования.
20 ноября 2014

Когда я работал чиновником в антинародном Минобрнауки, не менее антинародное Минэкономики заставляло все ведомства писать программы развития вверенных им отраслей. И в каждой такой программе нужно было выделять ключевые, наиболее значимые, центральные проблемы. Вот как-то сижу, думаю, что же такого в образовании есть самого что ни на есть главного, от чего зависит состояние всей системы, и придумать не могу. Консультации со специалистами не помогают, тома статистики ничего не дают, друзья-практики сочувствуют. А всякие формулировки типа «обеспечить модернизацию» или «повысить качество услуг» не впечатляли не только коварное министерство экономики, но и меня самого. Кисло как-то. 

И вот как-то раз, между делом разбирая ПГМОНы («письма граждан в министерство образования и науки» или «поганцы» на сленге бывалых бюрократов), нахожу письмо: «Уважаемый президент (председатель правительства или министр – не помню, кому точно было письмо)! Я, такой-то такой-то, хочу Вам сообщить, что за годы ратного труда на ниве отечественного образования постиг ключевую, самую главную проблему этой нашей отрасли. Зная ее, легко понять, что и где нужно менять, куда направить основные реформаторские усилия. Однако озвучить сию проблему могу только лично, при очной встрече с глазу на глаз. Иначе не получится, тема слишком деликатная». Как-то так там было написано.

Надо сказать, что в 99% рационализаторских писем высокому начальству наши граждане ничего толкового не пишут. Либо жалуются на кого-то конкретного чиновника, либо предлагают сосредоточиться на развитии космогонических принципов духовно-ориентированной ноосферы или что-то вроде того. Толку мало. А тут вдруг что-то меня зацепило. А может и правда, ну их всех этих «доцентов с кандидатами» из Высшей школы экономики? – грешным делом подумал я. Быть может, вот этот простой Ломоносов – Менделеев – Циолковский, человек от сохи, всю жизнь работавшей в системе, в самом деле что-то такое придумал? Чем черт не шутит?

Короче, позвонил я ему, условились о встрече. Жил он не в Москве, но и не так далеко. Спустя пару недель приехал. Интеллигентный мужик, невысокого роста, коренастый такой, глаза печальные. Приехал утром, сразу с поезда ко мне. Разогрели чай, поставили на стол печенье, сушки. Товарищ оказался далеко не сумасшедшим, вполне себе здравомыслящим. Долго работал в школе, в муниципалитете, много занимался профориентацией школьников. Всякое в жизни было, особенно тяжело пережил он смещение с должности заведующего районо. Так часто бывало: приходит новый глава района, меняет всю команду. Разные там интересные события были… Что же насчет самой главной проблемы? Вы думаете, он ее утаил, затребовал для аудиенции министра? Нет, поведал, ничуть не смущаясь. Как полагал бывалый коллега, основная проблема связана с оторванностью школьной действительности от конкретной практической профессиональной деятельности. И если вот каждый школьник будет еще и работать, получать какие-то конкретные профессиональные навыки, то в жизни он будет куда успешнее, чем сейчас. Это поможет в будущем и профессию осознано выбрать, и много чему полезному научиться, если уже со школьной скамьи общаться с профессионалами своего дела. На самом деле проблема вполне себе проблема, разумная и обоснованная. Годится она в качестве главной системообразующей, убеждающей Минэкономики проблемы? Вряд ли годится, если честно. Все-таки там формат «модернизаций» и «повышений качества». А тут одна из нескольких возможных живых проблем, взявшись за которые по уму в самом деле можно было бы много чего полезного сделать в конкретной территории.

Если говорить обо всей стране, то пока так никто и не выработал универсального механизма написания общенациональной программы реформирования хоть чего-нибудь. Никто за граждан никаких главных проблем придумать не сможет. Нигде никогда ни у кого не получалось. Все сколь-либо заметные в последнее время реформы в разных странах были направлены на изменение норм взаимодействия – создавали условия для самореализации граждан. Не предписывали, что нужно делать, а регулировали кооперацию и общение.

Проблема у государства одна: мы не знаем, как людям дать возможность решать их житейские и профессиональные проблемы самостоятельно. Врачам – ответственно выбирать методы лечения, а не продавать модные конъюнктурные лекарства. Педагогам – самостоятельно подбирать учебный материал, ориентируясь на рамочный стандарт, а не выписывать кучи никому ненужных учебно-методических комплексов, календарно-тематических планирований и комплектов оценочных средств. Строителям – строить красивые дома, а не подделывать проекты под требования бессмысленных и устаревших строительных, пожарных, санитарных и разных других норм.

Но начинать все же надо со школы. Пока учителя не научатся сами составлять свои образовательные программы, как это делается везде в мире, наше образование все больше и больше будет отставать. А школа будет готовить безответственных, нерешительных, вечно недовольных, постоянно ждущих божьей милости граждан. И вот только у нас начнет хоть что-то получаться, тотчас возникает некто, кто спешит утвердить для всех единые программы, единые учебники, единое планирование, единое оценивание и пр. Ну какая после этого ответственность? Какая самостоятельность? Учитель научит тому, что сам делать не умеет. 

Один наш высокопоставленный чиновник больше 10 лет назад как-то сказал: «Создание в России свободного общества свободных людей – это самая главная наша задача». Правильно ведь сказал? Или уже нет? Смотрите с третьей минуты (http://www.youtube.com/watch?v=eeIDDeGf-4A).

Игорь Реморенко

Материал проекта «Сноб»: http://snob.ru/profile/27400/blog/83921


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015