Ассоциация руководителей образовательных организаций


10 советов для проведения родительского собрания

Родительское собрание – важная форма общения между школой и родителями. Как сделать его наиболее полезным? Мы собрали основные советы по проведению эффективной встречи.
01 апреля 2015

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

 

1.У родителей мало времени на разговор с преподавателем и они считают, что знают все о своем ребенке. Учитель должен составить план встречи заранее и сосредоточиться на основных проблемах. Также стоит быть пунктуальными: начинать и заканчивать собрание вовремя. В идеале собрание должно быть не больше 1-1,5 часов.

 

2. Учитель должен делить собрание на информационные блоки, каждый по своей теме и не сбиваться с проблемы на проблему, это распыляет внимание, после такого собрания родители уйдут, так ничего и не запомнив. Есть основные «части» разговора: вступительное слово, обсуждение успехов, эмоционального фона класса, выступления предметников, организационные моменты, личные беседы и т.д. Время между этими частями должно быть распределено заранее и регламентировано самим педагогом. Ответы на вопросы – после конца «официальной» части.

 

3. Если собрание проводят по какой-то одной теме/проблеме – эта тема должна быть актуальна и интересна всем участникам встречи. Желательно начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

 

4. Для наглядности можно использовать ИКТ технологии. Попросите педагога составить презентацию или диаграмму, показывающую успехи класса, так родители лучше воспримут информацию.

 

5. Не забывайте о комфорте. Помещение должно быть удобным – не собирайте родителей первоклашек в их же классе с низкими партами. Все участники должны сидеть на удобных местах, в хорошо проветриваемом и убранном помещении. Желательно рассадить их так, чтобы они могли хорошо видеть друг друга. Также не забывайте о маленьких перерывах, во время которых родители смогут выйти из класса или просто отдохнуть и переварить полученную информацию.

 

6. Готовьтесь к собранию заранее – делайте объявления и просите учеников донести это до родителей. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3–4 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения.

 

7. Всю личную информацию и ответы на конкретные вопросы оставлять на время после собрания. Остальным это не интересно и они сочтут, что вы зря тратите их время, обсуждая какого-то там чужого Васю.  На основной части о плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей. Не превращайте выступление на родительском собрании в диалог. Всегда найдётся человек, чем-либо недовольный. Постарайтесь отнестись к этому спокойно. Отметьте, что Вы понимаете важность поднятого им вопроса и предложите обсудить его в индивидуальном порядке.

 

8. Вовлекайте родителей в обсуждение. Помните о роли родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

 

9. Педагог не должен забывать об этике. Поблагодарите родителей за то, что они уделили вам свое время, обращаться к ним лучше по имени отчеству. Учителю хорошо бы иметь лист-распечатку со всеми именами, чтоб общение было более приятно. Не стоит говорить в приказном, высокомерном тоне. Спокойствие и добродушие – лучшие помощники в этом разговоре. Родители должны понимать, что вы их друг. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. Не говорите слишком быстро. Скороговорка очень тяжело воспринимается и быстро утомляет. Кроме того, Вам будет сложно выделить главное и сделать логические ударения в предложении.

 

10. Подведение итогов собрания проводить на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон. С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

 

 

И ещё один совет для директоров. Уделяйте время родительским собраниям. Посетите собрание лично, попросите учителей дать вам заранее презентации, которые они готовят для встречи – проконтролируйте сам процесс.

Успешная коммуникация с родителями – важная часть процесса обучения. По статистике, половину конфликтов с родителями можно было предотвратить, просто уделив время их проблеме на собрании.

Новости по теме


Copyright 2014-2015