Ассоциация руководителей образовательных организаций


healthy-kids.ru

3 необходимых критерия для формирования рейтинга школ

Татьяна Всеволодовна Абанкина, профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, поделилась собственным мнением о том, как именно нужно оценивать школы. 
28 октября 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов выступил на Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации и рассказал о формировании единых критериев оценки качества школьного образования. Он отметил, что главное — это построение объективной модели контроля, благодаря чему можно будет принимать грамотные управленческие решения. Всё это должно повлиять на эффективность работы общеобразовательных организаций.

Сергей Кравцов упомянул, что ключевой критерий оценки школ — это результаты ЕГЭ. Это позволит внедрять проекты по повышению качества обучения в каждой образовательной организации, итоги сдачи экзамена в которой ниже необходимого уровня.

Судя по словам Сергея Кравцова, это позволит сформировать рейтинг школ по единым параметрам. Будет он публичным или нет — пока неизвестно. Редакция портала Ассоциации руководителей образовательных организаций решила спросить о критериях оценки общеобразовательных учреждений Татьяну Всеволодовну Абанкину, профессора департамента образовательных программ Института образования, директора центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ, кандидата экономических наук.

Татьяна Всеволодовна отметила, что результаты ЕГЭ, несомненно, должны учитываться при оценке школы, но они не должны быть единственным параметром. Показатели ЕГЭ важны для Минобрнауки России, но родителей интересуют и другие вещи: «У родителей довольно расплывчатое представление о результатах, чего же они хотят от школы. Для большинства из них важно, чтобы ребёнок (особенно в начальной школе) чувствовал себя комфортно, чтобы преподавались иностранные языки и чтобы он сдал хорошо ЕГЭ. Это позволит ему поступить туда, куда хочется, и продолжить образование».

Профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ добавила, что школам необходимо уделять внимание развитию творческих способностей, так как это также важно для родителей. «Поэтому участие школьников  в разных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях и т.д. — мне кажется, это тоже должно включаться в оценку. Нужно оценивать два направления: учебные достижения учащихся (результаты ЕГЭ) и внеклассную деятельность (формирование межпредметных навыков и личностных компетенций)», — поделилась своим мнением эксперт.

Татьяна Абанкина добавила, что, помимо этого, важны и материально-технические условия: родители смотрят, насколько современно оборудована школа. Эксперт упомянула, что существуют общие требования к состоянию здания, спортивных залов, к оснащению библиотек и предметных классов.

Более того, Татьяна Абанкина рассказала про ещё один важный критерий — преподавательский состав: «Считаю, что сегодня всё-таки должен быть некий индикатор для педагогического коллектива, который бы показывал, в том числе, долю педагогов с высшей категорией, количество учителей  с наградами и премиями. Все родители смотрят, какие в школе есть преподаватели. Для начальной школы это едва ли не самый важный критерий, потому что тогда родители как раз ориентируются на учителей, так как им важно, к кому попадёт их ребёнок», — добавила профессор.

 

Итак, эксперт выделила 3 необходимых, с её точки зрения, критерия оценки школ:

1. Достижения учащихся: не только результаты ЕГЭ, но и их участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях;

2. Материально-техническая база и условия, соответствующие современным требованиям;

3. Педагогический коллектив.

 

Татьяна Абанкина уточнила, что, по её мнению, критерии оценки школ необходимо сделать публичными, но перечни общеобразовательных организаций с учётом подобных параметров не должны составляться только Рособрнадзором. Эксперт считает, что нужны рейтинги и от независимых агентств, которые позволят родителям ориентироваться в образовательном пространстве. Она добавила, что хотя школы прикреплены к месту жительства, образовательные организации всё-таки можно выбирать. «Вообще в России в последнее десятилетие очень высокая ценность образования — родители всё больше значения придают обучению детей. Они готовы вкладываться и в дополнительное образование, и в основное, для них важно выбрать хороший детский сад и школу. Родители считают, что сегодня недостаточно информации на сайтах общеобразовательных организаций, поэтому оценить их уровень бывает трудно», — объяснила необходимость независимых рейтингов профессор Института образования НИУ ВШЭ.

Эксперт подчеркнула, что у разных людей существуют свои собственные критерии того, хорошая школа или плохая, потому что родители ориентируются и на профиль образовательных организаций: кому-то нужны в первую очередь иностранные языки, кому-то — гуманитарные специальности, кому-то — технические и т.д. Поэтому, как считает Татьяна Абанкина, все рейтинги и критерии оценки должны быть максимально прозрачными, чтобы родители могли сделать осознанный выбор.

При подготовке материала использовалась заметка с сайта obrnadzor.gov.ru.

Абанкина Татьяна Всеволодовна

кандидат экономических наук
Директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук.
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015