Ассоциация руководителей образовательных организаций


askatechteacher.com

Что поможет в борьбе с бюрократизацией

Порталу АРОО рассказали, как образовательные организации справляются с документарной нагрузкой. 
29 ноября 2016

 

Бюрократизация школ остаётся одной из важнейших проблем в образовании. Это подтверждает и министр образования и науки Ольга Васильева, которая, выступая на симпозиуме профессоров РАН, объявила о намерении ведомства активно бороться с излишней бумажной нагрузкой на педагогов и образовательные организации. Васильева рассказала, что министерство уже начало работу в этом направлении. Сейчас анализируется, какие документы необходимы, а без каких в образовании можно будет обойтись. 

О проблеме заговорили и эксперты Комитета гражданских инициатив: они подготовили список самых актуальных вопросов в образовании и возможные методы их решения. Среди них есть и излишняя бюрократизация: специалисты организации предложили снизить нагрузку на учителей либо с помощью использования компьютерных программ, либо доплачивая педагогам за дополнительную работу, либо синхронизируя все проверки, чтобы готовить необходимые документы нужно было к одному сроку.

Среди других проблем, указанных в рекомендациях по развитию школ от Комитета гражданских инициатив, были вопросы недостаточного финансирования, обеспечения индивидуализации образования, итоговой аттестации учащихся и многие другие.

Несмотря на то, что излишняя бюрократизация школ активно обсуждается как самими образовательными организациями, так и экспертами, уже существуют проверенные методики, реализованные на уровне муниципалитета или региона, которые позволили справиться с этой проблемой. Представители двух школ из разных субъектов РФ рассказали порталу АРОО, как у них смогли решить этот важный вопрос.

Елена Сергеевна Максимова, заместитель директора по оценке качества образования ГБОУ г. Москвы «Школа №709», объяснила, что в их образовательной организации проблемы излишней бюрократизации вовсе не существует. «У нас, имею в виду у школ, соответственно и с учителей на сегодняшний день никто отчётов не собирает. Вся необходимая для внутреннего анализа информация доступна через показатели независимых диагностик, результатов образовательной деятельности в электронных журналах, а для внешнего анализа — в публичных отчётах директора, в самообследованиях, размещённых на официальном сайте образовательной организации. И ни уменьшать, ни прибавлять, по сути, нечего. Мы работаем, по итогам получаем оценку, а затем она обрабатывается, оказывается помощь учителям в работе. Сейчас используется новая эффективная версия электронного журнала, в котором практически любую аналитическую работу можно провести кликом мыши. Мне жаловаться как администратору не на что: всё автоматизировано настолько, что от работы получаешь удовольствие», — пояснила она.

Елена Максимова рассказала, что раньше действительно приходилось работать вручную: сначала запрашивали отчёты с учителей, а затем анализировали всю полученную информацию. Сейчас же существует внешняя оценка образовательных услуг, которая проходит в формате мониторинга независимых диагностик, например, письменных работ учащихся, а также независимых мероприятий государственной итоговой аттестации. Результаты этой оценки уже предоставляются школе с графиками, которые наглядно показывают соотношение итогов образовательной организации с результатами по городу.

«Мы, естественно, составляем программу для школы, планирование, но без этого никуда, это индивидуальная творческая работа каждого учителя. Выработаны примерные программы, которые каждый учитель может использовать, добавляя своё видение и адаптируя их под свою нагрузку», — добавила Елена Максимова.

Помимо этого, в качестве небольшого нюанса заместитель директора школы №709 отметила, что некоторые педагоги с низкой компьютерной грамотностью испытывают сложности при заполнении электронных документов. Однако в образовательной организации есть способ с этим справляться: Елена Максимова рассказала, что у них существуют специальные курсы по повышению IT-компетентности, которые помогают учителям осваивать компьютеры, гаджеты, чтобы они могли с лёгкостью работать с электронными системами.

«Хороший пользователь IT-систем разбирается с документацией очень быстро. Все необходимые данные о результатах деятельности образовательной организации, её достижениях, нормативная правовая база сегодня доступны в открытых источниках. Компьютерная грамотность у людей на сегодняшний день настолько высокая, что информация обрабатывается в кратчайшие сроки и качественно. Она централизована, системна и предоставляется в электронном виде. Важно, что оперативно получают сведения о результатах обучения родители. Компетентный специалист легко справляется с любой работой, от этого напрямую зависят результаты его деятельности и всей образовательной организации. Ведь сложнейший рейтинг лучших московских школ может формироваться из открытых источников, а уж в масштабах одной школы с обработкой информации без излишних бумаг справиться можно», — уверена замдиректора московской школы №709.

Не испытывает проблем и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Ноябрьска, ЯНАО. Образовательная организация использует систему «Сетевой город. Образование», которая объединяет в единую сеть образовательные учреждения и органы управления в одном городе, поселении или районе. Наталья Владимировна Бардашкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рассказала, что все отчёты от школы проходят как раз через эту сеть. «Если в городе такая система налажена, то все документы, которые касаются успеваемости, учредитель берёт оттуда. Дополнительной отчётности, помимо тех документов, которые они запрашивают через СГО, от учителей мы не предоставляем», — пояснила Наталья Бардашкина.

«Учителям не приходится заполнять много документов. Педагоги-предметники и классные руководители всё вносят в систему "Сетевой город. Образование", которая входит в систему "Сетевой регион. Образование". Учителя даже нам отчёты не сдают, мы всю документацию берём из СГО», — добавила замдиректора ноябрьской школы №3. Она рассказала, что им не нужно доплачивать учителям за бумажную работу, потому что педагоги и не тратят рабочее время на отчёты.

Таким образом, практика показывает, что с помощью общих информационных систем, специальных компьютерных программ можно достичь значительного снижения документарной нагрузки на школы и педагогов. Высокий уровень компьютерной грамотности позволит быстро заполнять все необходимые отчёты, а для того, чтобы этого достичь, необходимо проводить специальные тренинги для тех педагогов, кто не пользуется компьютерами, смартфонами и т.д. Эти навыки пригодятся людям не только на работе, но в повседневной жизни, так что подобный путь решения проблемы излишней бюрократизации кажется наиболее эффективным

Материал подготовила Анна Донцова.

Максимова Елена Сергеевна


заместитель директора по оценке качества образования ГБОУ г. Москвы «Школа №709».
Посмотреть подробный профиль

Бардашкина Наталья Владимировна


заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Ноябрьска.
Посмотреть подробный профиль


Полезные книги


Copyright 2014-2015