Ассоциация руководителей образовательных организаций


www.severinform.ru

Единая концепция преподавания русского языка и литературы в школах стала предметом критики

Единая концепция преподавания русского языка и литературы в школах стала предметом многих споров, в частности, её раскритиковали на обсуждении в Общественной палате.
08 декабря 2015

Единая концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях представлена для общественного обсуждения на сайте edu.crowdexpert.ru в соответствии с принятым 29 октября решением рабочей группы.

«Цель концепции — обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников. Вместе с утверждёнными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция составляет основу филологического образования в школе», — говорится в предваряющем обсуждение сообщении.

На странице сайта, в частности, можно ознакомиться с текстом концепции, а также высказать свои замечания и предложения, выбрав один из трёх разделов: «Проблемы изучения русского языка и литературы», «Стратегия развития», «Особенности преподавания русского языка как неродного и иностранного».

В Общественной палате РФ прошло обсуждение проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ. Эксперты-филологи подвергли документ резкой критике. Мнения разработчиков услышать не удалось. 

Заслуженный учитель РФ Ольга Зайцева (учитель русского языка и литературы школы №2097) рассказала, что не в первый раз участвует в обсуждении концепции. По её словам, документ внушает «профессиональный ужас»: «Данная концепция абсолютно нелогична, полна противоречий, последовательно не может рассматриваться как целостный документ, как система взглядов». 

Ольга Николаевна обратила внимание на то, что в концепции неоднократно делается упор на коммуникативную роль русского языка: «Я не понимаю, как можно решать задачи воспитания личности, приобщения к культуре, к традиции, если русский язык рассматривается при обучении только как средство общения, если важны только коммуникационные и стилистические средства общения? Российские дети не могут изучать русский язык как иностранный, довольствуясь уровнем бытового и профессионального общения. В концепции русский язык рассматривается откровенно утилитарно».

Педагог также отметила, что в пункте 2.2. проекта сказано, что выпускники недостаточно владеют навыками устной и письменной речи. «Причём выводы сделаны на результате ЕГЭ. У нас очень приличный уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку — на каком основании они делают такие выводы? "Нормы русского языка не знают, особенности речевого этикета, не умеют правильно, точно выражать мысли". И как же решить эту проблему предлагает нам концепция? Очень просто. Пусть все, кроме будущих филологов, сдают базовый экзамен. А на базовом уровне проверяется степень владения устной и письменной речью... Логика просто поражает: недостаточно владеют — пусть сдают только базу на уровне утилитарной коммуникации», — возмутилась Ольга Зайцева.

Учитель русского языка и литературы Алексей Фёдоров затронул этот же момент: для наглядности он сравнил ученическую аудиторию с футбольной сборной. К примеру, команде не хватает определённых спортивных качеств, но игрокам вместо усердной работы над их развитием предлагают вовсе вырезать их из тренировочной программы.

Александр Гулин, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, был более кардинален, заявив, что в представленном документе и вовсе нечего редактировать — нет основы для редактирования. Александр Гулин также выразил опасения, что указанную концепцию могут «спустить сверху» и заставить использовать. Кроме того, учёный резко заявил, что представленная концепция завершает развал филологического образования.

Елизавета Хамраева, доктор педагогических наук, дала оценку части, касающейся преподавания русского языка как неродного и иностранного. Эксперт заявила, что один из её пунктов нарушает Конституцию РФ и несёт в себе конфликтогенность. Учёный рассказала, что при чтении проекта она предположила, что «данный документ — провокация».

Таким образом, прозвучало немало критики в адрес проекта и его разработчиков. Было предложено потребовать от них вернуть деньги, потраченные на эту работу. Как бы то ни было, создателей документа на обсуждении не было, их мнение услышать не удалось.

Также ранее против единых учебников литературы выступали члены Общественного совета при Минобрнауки РФ, а также ряд ведущих экспертов в сфере образования.

Общественные консультации по Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ продолжаются на сайте edu.crowdexpert.ru. Все желающие могут ознакомиться с её текстом и оставить свои предложения и замечания в комментариях.

Источник: Учительская газета


Полезные книги


Copyright 2014-2015