Ассоциация руководителей образовательных организаций


Электронные учебники: хорошо или плохо?

Десятки тысяч российских школьников уже весной получат в руки электронные учебники нового образца.
04 декабря 2014

Издательства «Просвещение» и «Первое сентября» заканчивают работу над комплектом экспериментальных учебных пособий. У пятиста учеников таким образом появятся планшетные компьютеры с уже настроенными программами для занятий, остальным помогут установить нужные приложения на свои компьютеры и мобильные девайсы. Первыми договор о сотрудничестве с министерством образования и науки подписали чиновники Новосибирской области.

Как и любое изменение, такая инициатива вызвала ряд дискуссий и обсуждений как у широкой общественности, так и среди экспертов. Положительные и отрицательные отзывы о данном нововведении очень разнообразны.

Среди положительных моментов эксперты в первую очередь отмечают облегчение жизни – в прямом смысле. Вместо стопки учебников школьнику нужно будет брать с собой всего лишь один планшет, чей вес не превышает полкилограмма. Это весьма заметное изменение по сравнению с нынешними объемами рюкзаков и ранцев.

Отмечается и то, что, вероятно, электронные учебники повышают интерес к учебе. А ведь именно отсутствием интереса к учебе у ребят педагоги объяснили недавний провал во время национального исследования качества образования по математике в пятых-седьмых классах. В пяти школах Татарстана уже несколько лет реализуется программа «1ученик – 1 компьютер». По результатам опроса ребят в экспериментальных учебных заведениях и аналогичных общеобразовательных исследователи выяснили, что среди вооруженных компьютерами детей и подростков в полтора раза больше тех, кому интересно учиться в школе.

Электронные учебники дают больше возможностей для индивидуального подхода к каждому учащемуся. Учитель сможет дать всем отдельное задание, исходя из уровня знаний конкретного ученика или усвоенных и пропущенных тем. В результате даже тот, кто в иной ситуации предпочел бы не поднимать руку, должен будет показать наличие (или отсутствие) знаний по теме.

Как ни странно, эксперименты показывают, что ребята, учившиеся с компьютерами в руках, не «погружались» в них полностью, а были вполне расположены и к межличностной коммуникации. «Во время эксперимента в Татарстане мы заметили удивительную закономерность: ребята, учившиеся с компьютерами в руках, стремились к личному человеческому общению и, как только появлялась возможность, откладывали свои гаджеты в сторону, – рассказал руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования Марк Агранович. – Вообще у детей есть свои приоритеты, зачастую они сильно отличаются от того, что хотят родители или учителя. Например, неожиданно выяснилось, что старшеклассникам очень нравится критически выбирать из вороха информации нужную и достоверную. Электронное образование, среди всего прочего, предполагает и этот вид деятельности».

Тем временем не обделены вниманием и многие проблемы, связанные с данной инициативой.

В первую очередь это денежный вопрос. Необходимые для нормальной учебы планшеты или ноутбуки стоят недешево, а излишне бюджетные варианты не подходят по соображениям безопасности для здоровья – так, плохие экраны могут изрядно загубить зрение. Для грядущей апробации 500 планшетов закупят региональные власти – но как быть дальше? Хоть в теории государство должно само обеспечить всех обязательным учебным пособием, на практике оснащение только одного класса достойными устройствами будет стоить около миллиона рублей. Классическая бумажная учебная литература обходится намного дешевле. Не говоря уже о том, что устройство может быть потеряно, украдено или сломано – за годы учебы хоть раз что-то из этого да случится.

Переход на электронные устройства означает коренные изменения в методике преподавания. Дети будут учиться сами, информацию черпать из Сети, педагогу же останется только организовывать их работу и ставить нужные вопросы. Психологи из Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выяснили, что до 30 процентов учителей изначально пришли в профессию именно из-за возможности быть своего рода мессией, открывать детям глаза на истину. Как минимум треть из них едва ли сможет смириться со своей новой ролью.

К тому же методике преподавания с использованием электронного учебника не учат и никогда не учили ни в одном педвузе России. Значит, всему миллиону школьных учителей предстоит пройти очень серьезные курсы повышения квалификации и освоить новую технологию. Сложно просчитать, сколько времени потребуется на то, чтобы подготовить кадры, способные в полной мере пользоваться возможностями электронных учебников в процессе проведения уроков.

На данный же момент внедрение компьютерной среды в школе многие учителя встречают негласным бойкотом.

«Чтобы перейти на компьютерное образование, нужна политическая воля, – уверена проректор по научно-методической работе Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Учитель получает свою зарплату за то, что выполняет свои обязанности. И если от него требуют перейти на электронный учебник, – должен перейти и рационально его использовать. Или уволиться. Я думаю, процентов десять педагогов мы потеряем. Остальные поворчат и начнут работать по-новому».

Поднимался и вопрос сетевой безопасности. Если вместо учителя перед ребенком окажется подключенный к интернету компьютер, велики шансы, что на уроке ученик будет занят отнюдь не школьными проблемами. На данном этапе этот вопрос решается тем, что на устройствах ненужные приложения удалили, а перечень разрешенных для школьников ресурсов ограничили.

Обращают внимание и на тот факт, что и сами электронные учебники на первых порах явно будут нуждаться в постоянной доработке.

Поднимался и вопрос известного опасения: «Электронные учебники сделают детей тупыми». В ответ директор по развитию проектов в образовании Intel в России Петр Щеглов приводил следующие факты: «Наши оппоненты часто ссылаются на неподписанный никем регламент Роспотребнадзора и максимальной продолжительности работы ребенка за компьютером и на опыт отдельных школ. Но есть же объективные факты. Например, Южная Корея вся перешла на электронные учебники. И их школьники выбились в лидеры и по всем показателям: и по оценки качества образования, и по международным тестам, и по предметным олимпиадам».

На данный момент дискуссии едва ли завершены. Новые порции аргументов за и против электронных учебников появятся после их апробации в российских школах этой весной.

 

По материалам «Российской газеты»

Фото: http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/50494


Новости по теме


Copyright 2014-2015