Ассоциация руководителей образовательных организаций


securitylab.ru

Инновации и школа: почему эти два понятия до сих пор несовместимы

Исследователи из НИУ ВШЭ узнали, что мешает новейшим экспериментальным методикам приживаться в образовании. 
23 сентября 2016

Пётр Сафронов и Ксения Сидорова, научный сотрудник и стажёр-исследователь Центра по исследованиям инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ, провели исследование «Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений». Они определили причины, по которым новейшие методики не приживаются в школах, из-за чего образование, по сути, не развивается. Разобраться им в этом помогли интервью с преподавателями, которые пытались внедрять инновации.

Итак, какие это причины:

  • Мешает расстояние: столичные наработки не приживаются в регионах, лидеры не могут распространить своё влияние на необходимое количество школ;
  • Не все педагоги понимают, что такое инновационность (путаница с понятием «креативность»);
  • Инновационные методики внедряются только в одном образовательном учреждении и не распространяются дальше;
  • Преподаватели-новаторы дистанцируются от «рядовых» учителей;
  • Объединение с представителями другой сферы не даёт нужного результата. Пример: союз с политическим движением часто быстро разрушается по различным причинам.

Мы спросили у Петра Сафронова, могут ли руководители образовательных организаций сделать что-то, чтобы поспособствовать внедрению инноваций:

«Здесь сложно давать общие рецепты. Школы слишком разные: то, что в одной работает, в другой не пойдёт вообще. Поэтому лучше говорить не о том, что делать, а о том, чего точно делать не нужно:

1) Не нужно решать все проблемы самому, нужно учиться доверять коллегам и делегировать исполнение задач внутри школы;

2) Не нужно предлагать решения, нужно ставить цели, чаще работать тем самым «переводчиком», который видит поверх предметных барьеров;

3) Не нужно надеяться, что школа будет меняться быстро, нужно уметь терпеть и действовать постепенно, добиваясь стратегических целей — важно только, чтобы они были чётко артикулированы и не трансформировались при каждой перемене общей ситуации».

Эксперт также отметил, какие именно барьеры препятствуют распространению новейших методик в образовании:

1) Отсутствие самоорганизации педагогов и школ. Из-за этого приживаются только государственные инновации, а профсоюзы — слишком формальны, чтобы способствовать использованию нововведений;

2) Специалисты из разных сфер не могут понять друг друга — своеобразный «языковой барьер», из-за чего педагоги сосредоточены исключительно на своём «предмете».

Пётр Сафронов добавил, что педагогам необходимы коммуникативные и психологические навыки, так как это поможет построить профессиональное сообщество и наладить взаимоотношения внутри него, что поспособствует появлению и распространению инновационных методик. Сильно пригодится знание иностранных языков — необходимо использовать и мировой опыт.

Исследователь резюмировал, что школам необходимо действовать самостоятельно. «Гораздо важнее работать с родителями, использовать ресурсы местных сообществ, и, конечно, инициативу самих детей», — поделился своим мнением Пётр Сафронов.

Материал был подготовлен с использованием статьи на сайте iq.hse.ru

Сафронов Пётр Алексеевич


Кандидат философских наук, руководитель магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Института образования НИУ ВШЭ.
Посмотреть подробный профиль



Copyright 2014-2015