Ассоциация руководителей образовательных организаций


Компьютерная и информационная грамотность школьников РФ

Россия заняла 8 место по уровню компьютерной и информационной грамотности школьников по данным исследования ICILS. Эксперты считают, что высшего уровня компьютерной и информационной грамотности российские школьники должны достичь к 2020 году.
03 февраля 2015

В прошлом году в Институте образования НИУ ВШЭ прошел заключительный семинар по теме «Актуальные исследования и разработки в области образования». На мероприятии заместитель Исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева представила собравшимся доклад о результатах международного исследования компьютерной и информационной грамотности школьников ICILS 2013.

ICILS – это международное исследование компьютерной и информационной грамотности школьников. Такие исслелования крайне важны для понимания уровня компетенции обучающихся. Современная жизнь проходит в информационном обществе, поэтому государству важно понимать насколько успешными смогут стать в будущем нынешние школьники.

Организатором исследования ICILS стала Международная ассоциация оценки образовательных достижений, которая уже более 50 лет занимается такими всемирно известными исследовательскими проектами, как TIMSS и PIRLS. ICILS в- это первое исследование обращающее внимание на уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся. Исследование 2013 года стало первым в своем роде. Охват исследования: 60 тысяч учащихся восьмиклассников из более 3 тысяч школ в 21 стране мира.

Исследование производилось исключительно на компьютере, что создавало некоторые сложности в России, так как в выборку попали недостаточно модернизированные школы из отдаленных сельских районов. Российская выборка была представлена 208 образовательными организациями из 43 регионов страны (7 300 человек).

Инструментами исследование стал тест на 1,5 часа и 20-минутная анкета о привычках в использовании современной техники.

Также исследование проводилось и среди педагогов. Им задавались вопросы о владении компьютерами, а также о тех проблемах, с которыми они сталкивались во время обучения детей пользованием техникой на уроках.

Исследователи посчитали необходимым опросить и таких важных участников образовательного процесса как ответственные за информатизацию в школе. Их спрашивали о компьютерной инфраструктуре школы, характере поддержки, которую они оказывают педагогам. Не остались в стороне директора школ-участниц проекта. Здесь вопросы касались поддержки учителей, активно использующих ИКТ в ученом процессе и общей политики применения ИКТ в школе.

 По итогам исследования Россия оказалась в середине рейтинга, на 8 месте с результатом в 516 баллов.

Первые в рейтинге по уровню компьютерной и информационной грамотности учащиеся из Чешской Республики, Австралии и Республики Польша. Турция оказалась в рейтинге основной выборки замыкающей.

Исследование использовало 4 уровня информационной грамотности, где на первом требуется лишь уверенное применение стандартных программных команд, выполнение несложных коммуникативных заданий, в то время как на самом продвинутом, четвертом, уровне уже необходимо обладать умением оценивать достоверность и надежность источника информации. 

Руководитель проекта «Образование в Инновационном центре Сколково» Алексей Муранов отметил, что, судя по предложенной шкале, чем выше мы поднимаемся по уровням грамотности, тем меньше мы говорим собственно про компьютеры и знания, связанные с их использованием, и больше – про метапредметные навыки.

В России ниже первого уровня находятся 9% исследуемых школьников, 27% обладают навыками первого уровня, 41% - второго, 21% - третьего. Наиболее продвинутых пользователей компьютера в российских школах лишь 2%.

Говоря о результатах среди учителей, менее половины педагогов в рамках всего исследования ощущают себя профессионально ИКТ-компетентными. Увереннее себя ощущают педагоги до 40 лет. Лишь 22% педагогов из наиболее компетентных проходили в области ИКТ-технологий специальное обучение. В России в отличие от других стран-участниц более 7 лет компьютером пользуется лишь 62% педагогов (94% в других странах), не менее одного раза в неделю и чаще пользуются компьютером дома 94,9% опрошенных (против 87%), с такой же частотой в школе в России компьютер используют уже 72,5% (против 54%).

Алексей Муранов отметил, что большую роль в получении компьютерной и информационной грамотности играет внешкольная деятельность. Обучению этому в школах мешает целый ряд проблем: нехватка квалифицированного технического персонала для поддержки использования ИКТ, недостаток эффективных учебных программ профессионального развития учителей, недостаточное количество программного обеспечения, нехватка компьютеров достаточной мощности, недостаточная пропускная способность или скорость канала связи с Интернетом.

Как отметил ректор Московского государственного педагогического университета Алексей Семенов, мы могли бы иметь более существенный результат, если бы в курсе информатики говорили о том, как человек воспринимает информацию. И тогда, по его словам, задание представить информацию для определенной возрастной категории, отличной от собственной, не казалось бы 15-летнему подростку экзотическим, точно так же, как сейчас оно не кажется таковым учащемуся в Австралии, где информатизация находится на очень высоком уровне.

Тем не менее, как отметила Светлана Авдеева, предполагается, что к 2020 году дети в нашей стране должны достичь 4 уровня компьютерной и информационной грамотности. И надо искать подходы к реализации этой задачи.

Для более глубокого понимания процессов развития компьютерной и информационной грамотности внутри страны, по словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, нужны не только международные исследования. Именно российские исследовательские проекты могли бы помочь профессиональной общественности более точно разобраться в особенностях нашей культурной среды в вопросе развития метакпомпетенций.


Новости по теме


Copyright 2014-2015