Ассоциация руководителей образовательных организаций


Лицей ВШЭ готовится к будущему

В лицее при Высшей школе экономики уже второй год отрабатывают новый образовательный стандарт для 10-х и 11-х классов.
19 декабря 2014

По новому федеральному государственному образовательному стандарту для старшей школы, который вступит в силу в 2020 году, ученики смогут выбрать какие-то из предметов для углубленного изучения, а все остальное пройти в рамках обзорного курса.При этом русский язык и литература, иностранный язык, математика, история, физкультура и ОБЖ остаются обязательными для всех.

В чем основные отличия традиционной модели обучения и «школы будущего» помогла разобраться директор передового лицея Наталия Любомирская.

Выбирай сам

По новой системе класс разделяется на учебные группы, и пока одни, например, углубленно изучают физику, другие занимаются биологией. По сути, легализуется то, что уже сложилось в реальной школе, но при этом официально сокращаются не слишком нужные для каждого конкретного ученика уроки. Общая учебная нагрузка не меняется – 37 часов в неделю.

«Сейчас дети перегружены: они обязаны выучить все и по всем предметам, в старших классах старательные ученики, мечтающие о поступлении в хороший вуз, после занятий едут на курсы и к репетиторам, потом до глубокой ночи сидят за уроками – кто такую нагрузку выдержит? –сочувствует школьникам Наталия Любомирская. – Естественно, срабатывает инстинкт самосохранения, и все предметы, кроме нужных для сдачи ЕГЭ, тихонечко забрасываются. Учителя тоже люди, все понимают и не настаивают – не сдаешь мой предмет, не учишь его, так не надо. Происходит массовая профанация».

Индивидуально и удаленно

Для каждого ученика составляется отдельный учебный план, в который входят интересные ему предметы.Даже если только один ученик класса хочет изучать конкретную область, специально для него все равно организуют урок, найдут учителя, свободный кабинет и все необходимое.

«Возникают большие технологические и логистические трудности для администрации школы, но, в принципе, ничего невозможного в этом нет, задача вполне решаемая, – считает Наталья Любомирская. – Причем для этого не надо никакого особенного оснащения или даже дополнительного финансирования. Правда, при условии, что в параллели минимум четыре класса. Тогда государственного подушевого финансирования хватает на все и на всех. Нам помогает наш университет, но это временно - в этом году у нас всего два выпускных класса. А в параллели десятых – как раз четыре, они "на самоокупаемости"».

Индивидуальный учебный план позволяет проходить часть курсов дистанционно. Если кто-то из учеников всерьез занимается спортом и принесет соответствующую справку, то он будет не обязан посещать уроки физкультуры. Если посещает курсы или репетитора по предмету – может не приходить на него в школе. Несколько раз в год, правда, все равно придется написать контрольную, проверяющую знания.

«Тройка» на «тройке»

В новой системе сложно придется тем, кто привык учиться на «отлично». Усвоение учебной программы на стандартном уровне будет оцениваться отметкой «3». А «четверки» и «пятерки» поставят только за достижения, значительно превосходящие стандартные требования. Вернутся «двойки», «колы» и даже «нули».

Полезным это может оказаться для более слабых учеников. Во-первых, они смогут сосредоточиться на меньшем числе предметов. Во-вторых, выполнив по каждой теме некий набор заданий, который им легче всего дается, они, возможно, за одно это сумеют получить минимально необходимую оценку.

«Учителю будет очень сложно поменять систему оценивания, но это придется сделать, –считает Наталья Любомирская. – Мы используем принцип "вычитания". То есть за идеальный ответ готовы поставить "пять", а за все ошибки и недочеты отнимаем один, два или три балла. Теперь же все будет наоборот: отсчет будет начинаться с нуля, а все свои очки придется зарабатывать».

Учитель-помощник

С 2020 года старшеклассники будут в основном заниматься проектами и проводить учебные исследования – индивидуально и по группам. Главная задача при этом – научиться самим добывать новые знания. Знать все невозможно, но очень важно четко понимать, откуда недостающую информацию можно легко и быстро почерпнуть.

При таком подходе учителя превратятся в своеобразных «тьютеров» – помощников в учебе, специалистов по развитию человеческого потенциала.Их основной задачей будет организовывать учебный процесс, подсказывать ученикам, на что обратить внимание, где найти нужную информацию и как отсеять ненужную. Предполагается, что обучение станет подобно сотрудничеству двух людей, учителя и ученика.

«Школа готовит ребят к жизни в обществе, которого еще нет, –объясняет Наталья Любомирская. – Сейчас бум технологий, все постоянно меняется, и мы не можем больше готовить людей к жизни по образцу семнадцатого века. Тем более что знания стали общедоступными. Традиционно считается, что настоящие знания можно получить только в школе у учителя. Но это не так. Информации очень много, она есть везде. И намного важнее научиться критически мыслить, сопоставлять разные мнения и факты, отсеивать ненужное и ложное. Это пригодится и в университете, и в жизни. А у нас всех школьников приучают к тому, что у любой задачи возможен только один верный ответ, только за него поставят "пятерку". Но на самом деле верных ответов обычно бывает много. Научиться работать с этим многообразием, оценивать варианты, принимать решения – этому всему должны учить в старшей школе. Основное среднее образование заканчивается в девятом классе, два последних года важно посвятить не столько "повторению пройденного" или подготовке к ЕГЭ, сколько освоению новых знаний, умений и навыков».

Школа и реальность

«В школе ученики живут в той реальности, которая нужна педагогам, а за ее пределами в это время идет совершенно другая, настоящая жизнь, – констатирует замдиректора лицея при ВШЭ Рустам Байбурин. – К седьмому классу это очень хорошо замечают все ребята. Во многом по этой причине в этом возрасте пропадает интерес к занятиям. Потом, под страхом выпускных экзаменов, он возвращается, но ликвидировать возникший пробел уже не удается. Так потом с ним и переходят сначала в университет, потом во взрослую жизнь. Чтобы с этим справится, очень важно вернуть школу в реальность».

Способ сделать это – не только давать в школе академические знания, но и разобраться, что интересно самим ученикам и что они хотели бы получить. Это может быть что угодно: от танцев до социального проекта. Главное, чтобы пребывание в школе превратилось в столь же интересное занятие, как прогулка с друзьями на улице.

«Введение новых образовательных стандартов позволяет учителям все это реализовать, причем многие практики старшей школы можно начинать применять еще в средней, – надеется Наталия Любомирская. – У учителей появляется огромная свобода по организации школьной и учебной жизни. Но при этом им надо проводить такие занятия и так, как их никто и никогда не учил. Из-за этого у всех будет огромный соблазн – вцепиться в свои старые план-конспекты уроков и, ничего не меняя, минимизировать свою деятельность, провести такую же профанацию, как случилась с новыми стандартами для младшей школы. Я очень надеюсь, что директора школ, родители и сами ученики не позволят так поступить и через шесть лет занятия по крайней мере для старшеклассников станут интересными и намного более эффективными, чем сейчас».

 

По материалам «Российской газеты»

Фото: http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=39944


Полезные книги

Новости по теме


Copyright 2014-2015