Ассоциация руководителей образовательных организаций


ilovedance.club

Ольга Васильева обсудила проекты строительства современных центров образования

Планируется, что в стране появится больше учебных заведений, созданных по образцу «Сириуса» в Сочи. 
21 марта 2017

 

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на прошлой неделе обсудили строительство инновационных образовательных центров на Среднем Урале. Это будут организации, созданные по типу «Сириуса» в Сочи, — для талантливых и подающих надежды детей.

Речь шла о проектах, которые будут поддерживаться, в том числе, из федерального бюджета. Помимо этого, стало известно, что глава Минобрнауки России поручила сотрудникам ведомства рассмотреть варианты финансового обеспечения новых образовательных центров. Разрабатывается также и возможность привлечения частных инвесторов.

 

Нужно ли в стране создавать больше подобных образовательных центров? Или для поддержки одарённых достаточно и школ?

 

На этот вопрос ответила ведущий эксперт Татьяна Всеволодовна Абанкина, кандидат экономических наук, директор центра государственного сектора экономики, профессор Института образования НИУ ВШЭ. «Я считаю, что нужно и обязательно создавать подобные центры, и поддерживать талантливых детей в школах — противоречий здесь нет, одно дополняет другое. Эти центры очень современные. Во-первых, в них используется новейшее оборудование, во-вторых, туда стягивается плеяда современных педагогов с инновационными образовательными технологиями, а благодаря концентрации ребят, которые туда приезжают, получается очень насыщенная образовательная среда. Центры работают по модели смен, и за одну смену ребята подпитываются новыми знаниями, навыками, общением — получается очень мотивационный и содержательный заряд», — поделилась своим мнением Татьяна Всеволодовна.

Она добавила, что подобная форма работы очень важна для поддержки одарённости, и, действительно, таких развивающих центров сейчас в стране не хватает. А ведь учебные заведения этого типа продемонстрировали свою эффективность и большой потенциал.

 

«Были бы очень важны и стажировки для педагогов в таких центрах, как “Сириус”»

 

Эксперт обратила внимание на то, что у образовательных центров вроде «Сириуса» или «Артека» и школ, даже у сильных и тех, которые реализуют экспериментальные программы, разные задачи, и именно поэтому они дополняют друг друга, а не конкурируют. В образовательных центрах обучение проходит в формате коротких чередующихся смен, в то время как в общеобразовательных организациях процесс построен на основе непрерывной длительной программы.

Татьяна Всеволодовна Абанкина добавила, что такие центры — это возможность не только для детей, но и для учителей обмениваться опытом, проходить стажировки. «Это важно как для педагогов дополнительного образования, так и для педагогов общего образования, чтобы можно было наладить связь между школьными и дополнительными программами, нацеленными на личностное развитие, на развитие способностей в творческой, интеллектуальной или в какой-то другой сфере. Нужно создать единое пространство развития, части которого дополняли бы друг друга, чтобы не было барьеров между предметной общеобразовательной программой и программой, рассчитанной на другие результаты. С другой стороны, и учителя скептически относятся к занятиям за пределами школы — здесь необходимо строить серьёзные прозрачные отношения. И очень важно, чтобы те результаты, которые были достигнуты в итоге интенсивных смен в таких центрах, поддерживались и получали дальнейшее развитие, потому что иначе они, конечно, могут пропасть», — рассказала эксперт.

Это очень важное замечание, учитывая то, что большинство обучающихся центров, работающих по типу «Сириуса», — это подростки, которые очень эмоциональны и впечатлительны. Если не поддерживать их начинания, то они могут разочароваться в своих способностях, интересах. Татьяна Всеволодовна указывает на то, что в школах необходимо понимать и поддерживать стремления таких ребят, чтобы их усилия не пропали зря.

 

Кто будет финансировать инновационные образовательные центры?

 

Как уже указывалось ранее, скорее всего, в этом вопросе будет государственная поддержка, а также в Минобрнауки России хотят привлечь частный бизнес. Татьяна Всеволодовна Абанкина считает, что эта сфера, безусловно, будет востребована среди инвесторов. Эксперт пояснила: «Во-первых, опыт показывает, что она [сфера] привлекательна, во-вторых, мне кажется, что есть очень большой спрос на такие программы. Они не простаивают, к тому же их сейчас всё равно мало: даже в платные смены в «Артек» и другие центры — огромные конкурсы. Спрос обеспечен — длительный и устойчивый, он основан и на интересе семей, и на бюджетной поддержке. Поэтому окупаемость вложений с этой точки зрения гарантирована на длительное время».

Эксперт добавила, что бизнес заинтересуется данной сферой и благодаря её социальной значимости. «Это будут вложения в новое, яркое. Это не типовую школу отремонтировать или построить — здесь нужно создать новый инновационный объект, который будет связан с очень важной гуманитарной миссией», — рассказала Татьяна Всеволодовна.

Как на практике будут реализовываться проекты по созданию инновационных образовательных центров — покажет время. Пока что на уровне властей как федеральных, так и региональных только обсуждают будущие планы. В любом случае подобные центры — это отличная возможность не только поддержать талантливых детей и развить их способности, но и модернизировать всю систему образования, повысив её качество.

Материал подготовила Анна Донцова.

Абанкина Татьяна Всеволодовна

кандидат экономических наук
Директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук.
Посмотреть подробный профиль


Copyright 2014-2015