Ассоциация руководителей образовательных организаций


Минобрнауки РФ

Развитие образования обсудили на Гайдаровском форуме

С 13 по 15 января в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) прошёл Гайдаровский форум — 2016. Среди обсуждаемых тем было и образование. Главные  итоги форума подведены в публикуемом ниже материале.
21 января 2016

1. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что модель образования в России нуждается в радикальном изменении. «Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Вся модель образования должна быть радикально изменена», — заявил Греф. «Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную, систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний», — сказал Греф. Глава Сбербанка также подчеркнул, что не верит в эффективность онлайн-образования.

2. Число молодых учителей в школах РФ в 2015 году впервые догнало количество учителей пенсионного возраста, сообщила Наталья Третьяк. «Мы наблюдаем позитивную тенденцию, что в школы и в педвузы стали приходить хорошие абитуриенты, четвёрочники и пятёрочники, это уже не троечники, как раньше», — заявила замминистра образования. Среди красных дипломников педвузов всё больше тех, кто связывает свою жизнь со школой. По её словам, в короткой перспективе школа получит когорту активных, заинтересованных и успешных людей. «У нас больше не должно быть такого двойного отрицательного отбора, который мы имели в 90-е и нулевые годы, когда в вуз приходили неуспешные выпускники школ, а работать в школы — неуспешные выпускники педагогических вузов», — подчеркнула первый замминистра.

3. Минобрнауки РФ разработало специальный информационный продукт, освобождающий учителей от излишней административной нагрузки в заполнении различных отчётных документов, он уже апробируется в ряде регионов, сообщила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. «Сейчас возрастает административная нагрузка на учителей. Современный учитель сталкивается с таким объёмом документации, который отвлекает от непосредственной деятельности — работы с детьми», — отметила замминистра. По её словам, министерство видит эту проблему и решит в ближайшие несколько лет. «Причина, как правило, — в самом образовательном учреждении, но со своей стороны мы предпринимаем действия, чтобы помочь школам избавиться от этой нагрузки. Нами разработан информационный продукт, который позволяет школе соответствующим образом сформировав сайт и загрузив туда один раз различные виды данных, в автоматическом режиме генерировать отчётности в дальнейшем», — сказала первый замминистра.

4. Сокращение бюджета Минобрнауки РФ не коснётся госзадания для вузов и школ, а затронет только инвестиционные проекты, сообщила Наталья Третьяк. «Есть понятие федерального образовательного стандарта. И те требования, которые заложены туда, обязательно будут реализованы. Госзадание для вузов является защищённой статьёй. Ничего не режется. Те гарантии, которые государство обещало, оно выполнит в полном объёме. И школы то же самое», — сказала она. По словам замминистра, со всеми субъектами Российской Федерации было подписано соглашение о том, что уровень заработной платы педагогов не будет снижен по сравнению с предыдущим годом. «Вопросы, которые касаются обеспечения конституционных прав на образование, они не затронуты. Они неприкосновенны», — пояснила Третьяк.

5. На Форуме говорили о расширении сферы школьного образования, развитии у ученика большего количества способностей, навыков и возможностей, что, с точки зрения конкуренции, ставит человека совсем в другой ряд. «Акцент надо делать не только на русский язык и математику, но и на обязательные дополнительные предметы, дающие понимание цвета, звука, разной палитры жизни», — пояснила Ольга Голодец и привела слудующий пример: в китайских общеобразовательных школах с недавних пор ввели обязательный предмет — обучение игре на музыкальных инструментах. «Это не значит, что такой человек будет играть в оркестре, но он быстрее, чем кто-либо другой, создаст айпад», — пояснила Голодец. Увязать школьную программу дополнительного образования с общими предметами — вызов времени, добавила вице-премьер.

Комментарии первого заместителя министра Натальи Третьяк

Наталья Третьяк заявила в рамках панельной дискуссии «Российская школа: взгляд в будущее», что задача, поставленная Владимиром Путиным, — вывести школы России на уровень лучших в мире — «вполне реалистична, и мы уже несколько лет движемся по этому пути». Она также подчеркнула, что благодаря тому, что образование является одним из ключевых направлений государственной политики, российская школа за последнее время демонстрирует явный рост в международных рейтингах, а текущие инициативы Минобрнауки РФ нацелены на поддержание этой тенденции. Облик современной российской школы меняется, отметила Наталья Третьяк, изменились требования к назначению и целям системы образования.

«Внедряя федеральные государственные образовательные стандарты, мы ушли от строгого контроля образования как процесса и перешли к контролю результатов, — заявила первый заместитель министра. — Школа будущего, в направлении которой двигается Минобрнауки РФ, обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации». По словам Натальи Третьяк, каждому ребёнку должны быть предоставлены равные возможности доступа к образованию определённого уровня и объёма, независимо от социального положения, места проживания и здоровья.

Источник: ИТАР-ТАСС; РИА Новости; Независимый Образовательный Проект педагогов и родителей; Минобрнауки РФ


Полезные книги


Copyright 2014-2015