Ассоциация руководителей образовательных организаций


Учебники должны обзавестись электронными версиями к январю

Согласно распоряжению министра образования, все учебники, выпускаемые сегодня для школ, должны будут обзавестись электронными версиями к январю 2015 года. Но издательства до сих пор не получили четких указаний, а сама концепция внедрения и применения электронных учебников в повседневной учебе — неясна.
25 августа 2014

Напомним, что министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что со следующего года к каждому учебнику будет прилагаться электронная версия и это никак не скажется на стоимости изданий. Каждый ребенок будет получать полный комплект всех необходимых учебников и учебных материалов, плюс доступ к электронным учебникам. Родителям школьников не придется покупать дополнительные устройства для использования электронных учебников, так как это программа, а не гаджет. Для ее использования подойдут школьные или домашние компьютеры, планшеты и другие.

До 1 января 2015 года, когда издательства должны будут представить на экспертизу учебники в электронном виде, осталось не более четырех месяцев, и если электронные версии книг не будут соответствовать требованиям — их не включат в Федеральный перечень учебников. Но каковы эти требования — в издательствах до сих пор не знают. Минобрнауки не давал им на этот счет никаких распоряжений.

«Мы готовы к 1 января 2015 года предоставить все наши учебники в электронном виде, причем в различных вариациях, — рассказал директор издательства «Титул» Алексей Конобеев. — При этом реально Минобразования пока еще не сформулировало для издательств требования к этим электронным версиям, поэтому нам приходится делать несколько вариантов, чтобы в нужный момент предоставить готовые программные продукты».

Рекомендации Минобрнауки уже менялись несколько раз. Сейчас, например, было принято решение, что в учебниках не должно быть ссылок на интернет ресурсы, так как качественной связи с сетью нет во многих регионах страны.

Также, пока остается неясно, как будет государство закупать у издательств эти учебники? Файл можно копировать бесконечно, купив один раз. Поэтому, чтобы обеспечить учет проданных версий, надо встраивать в них электронную защиту: один учебник можно установить только на одном компьютере. Просто скопировать его и поставить на два и более компьютеров — невозможно. Но тогда для домашнего использования каждому ученику потребуется второй экземпляр программы учебника с кодом-ключом. И кто будет покупать этот второй экземпляр неизвестно.

Стоит помнить и об экспертизе, которую обязательно проходят учебники. Нужна ли она будет для электронных версий? Если нужна — то кто, когда и как ее будет проводить?

У педагогов до сих пор нет внятно сформулированной концепции, как эти электронные учебники внедрять — параллельно с обычными? С постепенным вытеснением обычных? Можно ли будет раздать детям их на дисках или флешках, чтобы заниматься по ним дома, а тяжелые бумажные книги хранить в школе? И как быть, если у кого-то из учеников не окажется в наличии компьютера или планшета?

Правда, в Минобразования заверили, что через неделю при министерстве начнет активную работу межведомственная группа экспертов, которая сформирует все требования к электронным учебникам — в том числе, наконец, выяснится, будут ли они требовать подключения к Интернету при работе и как будут соседствовать с традиционными бумажными книгами.

Школы же с нетерпением ждут электронных дополнительных материалов, о которых так долго говорят чиновники, и готовы активно использовать их на уроках. Продвинутые учебные заведения уже сейчас применяют электронные учебники и допматериалы к ним наравне с бумажными — в том числе зарубежного производства.

«Вот представьте себе анимированный видеосюжет о Древней Греции — сперва показывается современный Парфенон и его окрестности, ходят люди, туристы... А потом изображение меняется — руины восстанавливаются до зданий, наполняются людьми в туниках — это полное погружение в реальность, — рассказывает Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, директор школы №109. — То же самое касается таких требующих наглядности предметов, как география. Мы используем учебные мультимедийные материалы, некоторые из которых сделаны не в нашей стране — у нас таких просто нет! Или, скажем, допматериалы курсов «Живая физика», «Живая геометрия» — они отлично дополняют бумажные книги, поскольку многие опыты в условиях класса не проделаешь, а геометрические фигуры и их изменения нагляднее увидеть вживую на экране проектора, чем учитель будет их рисовать вручную. Конечно, электронные версии учебников, наполненные интерактивным содержимым, нужны, и все школы с удовольствием будут внедрять их в учебный процесс».

По материалам «Московского комсомольца»


Новости по теме


Copyright 2014-2015